Анонсы - 2017

Выпуск 397. Наталия Морозова. От лени до разработки KPI

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 12.01.2017 


Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книг "Об "упрощенке" за рюмкой чая" и "О финансах легко и непринужденно". Имеет два высших образования (техническое и экономическое). 
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

Как же я люблю лениться! Гулять, читать книги, смотреть хорошие фильмы и не испытывать при этом угрызений совести. Например, по поводу того, что надо бы сделать одно, другое, третье по работе или хотя бы по дому. А дом – это такое специальное место, где всегда найдется, чем заняться. Убрать, разобрать, приготовить. Список сих дел нескончаем. Вот и получается, что с удовольствием ленюсь я лишь 2 раза в год – в Финляндии, куда мы едем с семьей на новогодние каникулы и на двухнедельный летний отдых. Живем в коттедже на берегу озера, ведем беседы, сидя у камина и любуясь на огонь, играем в настольные игры, ходим на лыжах (летом – лодка, грибы-ягоды). Вечером – сауна.

Только 2 раза в году я езжу отдыхать с мужем и детьми. В остальное время ношусь по России и миру либо одна, либо с кем-то одним из своих. При этом не ленюсь, а наслаждаюсь всем новым и интересным. В очень быстром темпе.

И вот сейчас у меня было 5 дней прекрасной лени. А сегодня я поняла, что всё. Пора возвращаться в реальный мир: мир задач, которые надо максимально эффективно решать.

Надо-таки написать о двух моих практикумах: двухдневном «Как разработать КПЭ (KPI) на основе данных управленческого учета» и однодневном «Налоговая безопасность и проверки в компании». А то даты выбрала, зал забронировала, и на этом все. Бобик сдох. В декабре работы было немеренно. Потом Новый год. Сборы. Дорога. И пять дней лени…

Почему возникла идея практикума о грамотной разработке коэффициентов показателей эффективности (КРI)? Да потому, что этот вопрос встает практически на каждом практикуме и уж точно на каждом бизнес-лагере. И это понятно, ведь собственникам бизнеса и руководителям крайне важно знать, как правильно мотивировать сотрудников. А вопрос этот совсем не простой. Мотивация на основе неправильно подобранных KPI приводит к демотивации.

У меня рядом живой пример. Муж, без ложной скромности, очень хороший айтишник, железо любит так, что я порой ревную. 7 лет проработал в крупной компании, где удаленно управлял парой тысяч компьютеров. Сменилось руководство. Ввели KPI. При этом никто (или почти никто) не знает, как этот KPI считается. Понятно одно - не выполненная в течение дня заявка - это конец света, отсутствие премии и т.д. и т.п. А то, что айтишнику звонили и в 3 ночи, и в 5 утра – ведь Россия-то большая – и он консультировал, вставал, помогал, не учитывалось в КРI никак. Обидно. Муж стал ИП, хочет работать на понятных ему условиях.

Также сейчас я очень много консультирую по вопросам постановки адекватного управленческого учета (УУ) в компаниях. Начинаем мы всегда с разделения компании на центры финансовой ответственности (ЦФО). У каждого ЦФО есть руководитель, который должен быть правильно мотивирован. Но вот загвоздка: правильно – это как?

Мне очевидно, что для всестороннего освещения темы разработки КРI нужны не только мои знания финансов, но и колоссальный опыт управления персоналом. Поэтому проводить его мы будем вместе с Екатериной Козыревой. Ее 23-летний стаж включает опыт работы в крупнейших международных компаниях. Она – бизнес-консультант по стратегическому управлению и организационному развитию. Бизнес-тренер по развитию управленческих компетенций и командного лидерства. Коуч собственников и топ-менеджеров компаний. Короче, крута невероятно. Нам он важен для выработки совместной концепции, которую мы потом будем использовать в своей работе. А вот участники, я абсолютно уверена, получат максимальный эффект. Ведь мы будем работать, объединив наши знания и опыт.

Краткое содержание практикума:

  • Постановка целей и стратегических задач;
  • Миссия, видение и стратегия компании. Их связь с финансовыми показателями эффективности бизнеса;
  • Система сбалансированных показателей, ключевые показатели эффективности - разбор определений и главные ошибки, которые допускают при их разработке;
  • Определение: какие показатели должны быть в чьей ответственности, и как это связано с должностными обязанностями;
  • Важные финансовые показатели, необходимые для оценки финансового состояния бизнеса;
  • Виды учета;
  • Управленческий учет как источник данных;
  • Откуда взять финансовые показатели эффективности;
  • Виды доходов и расходов. Виды прибыли (и ЕВITDA туда же);
  • Баланс (он же balancesheet, он же BS), из которого видно, что финансы подчиняются законам мироздания. В частности, как не делать глупостей, пытаясь потратить (инвестировать) больше, чем имеешь;
  • Ликвидность компании. Как рассчитывается. О чем говорит;
  • Рентабельность как основной показатель эффективности. Виды рентабельности. Что показывают;
  • Показатели, не относящиеся к финансам (нефинансовые показатели эффективности);
  • Оценка вложенных средств и шагов в режиме реального времени;
  • Организационная структура и ее виды, место возникновения ответственности;
  • Центры финансовой ответственности (ЦФО): практическое использование концепции;
  • Три основных подхода в построении системы оплаты труда;
  • Какая связь между этапом развития компании с действующей системой оплаты труда;
  • Подходы в закреплении ответственности за показатели: процессный, проектный, функциональный и другие;
  • Коллективная и персональная ответственность за показатели;
  • Принципы каскадирования распределения ответственности за показатели;
  • Влияние людей на показатели и показатели на людей (кто кем управляет?);
  • Искусство расставлять акценты (как работают некорректно расставленные акценты в показателях);
  • Особенности сбора показателей на различных уровнях организации;
  • Методы работы с прогнозными показателями в период кризиса;
  • Как увязать систему оценки достижения показателей эффективности и систему оплаты труда;
  • Разработка моделей расчета переменной части заработной платы;
  • Теория и практика внедрения сложных систем оплаты труда, основанных на агрегированных и конкретных показателях.
Практическое задание: разработка KPI для конкретного ЦФО.

Никакой теории сегодня давать не буду, простите. Очень хочется еще немного полениться. В ближайшую пятницу – в Москву!

Искренне Ваша, Наталия Морозова.


***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

   

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners 

 

Комментировать:

Книжная полка

Угра-2012. Основной бизнес-лагерь. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Мужик с воздушного шара обращается к мужику внизу:
- Эй, милейший, я опаздываю на срочную встречу и не знаю, куда меня
занесло! Не подскажете ли, где я нахожусь?
- Вы находитесь на воздушном шаре.
- А, опять программист…
- Да, а как вы догадались?
- Ответ ваш был столь же точен, сколь и бесполезен. Вот, теперь я из-за
вас опоздаю на встречу, на которой обещал точно быть.
- А вы, наверное, менеджер?
- Да, а как догадались вы?
- Ну, по целому ряду признаков. Вы не имеете ни малейшего понятия, где
находитесь, куда двигаетесь, и как вы сюда попали. На высоту вас поднял
пузырь, надутый воздухом. Вы даете обещания, которые не только не в
состоянии выполнить, но даже не знаете, как это вообще можно сделать.
При этом вы считаете, что те, кто находится ниже вас, обязаны выполнять
эти обещания за вас. И, наконец, после разговора со мной ваше положение
ничуть не изменилось, но теперь в этом почему-то виноват я.