Анонсы - 2024

Выпуск 092. Михаил Рыбаков. Учение - свет!

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 15.05.2009

Михаил Рыбаков.jpgМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…


Сегодня мы поговорим с вами об обучении персонала. С тем, что учить людей нужно, думаю, согласится любой руководитель (см. выпуски N59 "Воспитание сотрудников", N67 "Разрыв компетентности" и др.). Вопрос, как это делать эффективно и недорого. И здесь в последнее время наметился ряд интересных тенденций, которыми я хочу с вами поделиться. Я очень давно подступал к этой теме, ибо непросто писать о том, чем занимаюсь почти каждый день уже много лет: слишком много в голове мыслей ;)

Традиционное обучение неэффективно

Высшее образование

Большинство из нас училось в ВУЗах. Я тоже учился, в целых двух, причем один из них (ГУУ) весьма известен. Потратил на это немало бесценного времени. И могу честно сказать, что не помню почти ничего из того, чему меня там учили. А все, что в этой жизни знаю - не оттуда, а из тренингов, от коллег, из книг, а главное - из практической работы с клиентами.

На мой взгляд, беды высшего образования следующие:

  • Теоретичность, оторванность от жизни. Много лишнего (устаревшего и т.п.), и очень мало практически полезного.
  • Скучность, неумение заинтересовать студентов. На лекциях, как правило, хочется спать.
  • Затянутость: тот крохотный "сухой остаток", который остается от учебы, явно не стоит прожитых 5 лет. Если отжать из учебной программы все полезное, то, дай Бог, на год хватит. Конечно, уборка картошки в "колхозе", выпитое в общаге пиво и сыгранные компьютерные игры тоже чего-то стоят, но можно бы все это заменить чем-нибудь более полезным. Жизнь слишком коротка, чтобы так ее тратить.
  • Мало что остается в голове. Даже на уровне знаний, не говоря уже о навыках и умениях.

Конечно, исключения есть:

  • В топовых ВУЗах готовят все же неплохо, особенно по естественно-научным и техническим специальностям (МГУ, Бауманка, ФизТех и пр.).
  • Без высшего образования не обойтись врачам, юристам и прочим специалистам, где требуется изучить большой объем профессиональных знаний.

Однако беру на себя смелость утверждать, что для бизнеса классическое образование практически бесполезно. Большинство учащихся по специальностям, включающим в себя слова "менеджер", "маркетолог" и т.п. лишь тратят впустую свое время. Особенно это качается новых коммерческих ВУЗов, которые занимаются растянутой во времени продажей дипломов.

И если человеку как личности все же есть смысл получить образование в хорошем ВУЗе, то для бизнеса перспектива отправить сотрудника учиться на 5 лет явно не привлекательна: лишь единицы российских компаний верят, что сотрудник проработает у них так долго.

MBA

Изначально идея была неплоха: дать возможность повысить свою квалификацию тем, кто уже поработал в бизнесе, добился реальных успехов. Причем в качестве преподавателей приглашать успешных топ-менеджеров, практиков.

В реальности все получается несколько иначе. Программы MBA расплодились как грибы после дождя, и сейчас, увидев на визитке человека заветное слово из трех букв, желательно уточнить, в каком именно месте человек получил эту квалификацию. Если это действительно серьезная организация, то и степень чего-то стоит. Но часто это пустые "понты".

Конечно, среди моих клиентов и коллег многие получили степень MBA. Довольных сильно меньше. Поэтому я для себя принял решение - не тратить на это время, а учиться на практике и другими описанными ниже способами: это выгоднее по результатам, а также по затратам времени и денег. Также, на мой взгляд, бессмысленно становиться кандидатом и доктором наук: затраты времени не сопоставимы с несколькими буквами на визитке. За ними очень редко стоит что-то действительно ценное. Лучше потратить это время на достижение реальных успехов в бизнесе и жизни.

У MBA есть еще одно негативное последствие. Уже много раз я сталкивался с тем, что если человек на тренинге или в ходе консалтингового проекта много и не по делу умничает - точно заканчивал MBA. Потому что там дают некий жесткий набор моделей, порой слабосовместимых с жизнью, и в дальнейшем человек, вместо того, что бы видеть реальность, как она есть, и решать практические задачи, подменяет это логическими конструкциями, которые ему навязали в процессе учебы. Да еще и подняли чувство собственной важности (ЧСВ) настолько, что приходится прилагать немало усилий, чтобы сдвинуть человека с его закостеневшей точки зрения.

Что взамен?

Но учиться (и учить своих сотрудников) все же надо. Эффективных путей, на мой взгляд, несколько:

Целенаправленное обучение подразумевает, что на него тратят отдельно время и другие ресурсы.

Корпоративное "попутное" обучение происходит "само собой" в ходе решения практических задач бизнеса.

Тенденция последнего времени в том, что целенаправленным обучением компании сейчас занимаются все меньше, а вот идея "попутного" обучения пока что не проникла в бизнес-ряды. Впрочем, когда руководителя понимают плюсы такого подхода, обычно начинают активно его использовать. Плохо ли: "погнаться за двумя зайцами" и поймать обоих?

В каждом пути есть множество тропинок, о которых и поговорим.

Целенаправленное обучение

Краткосрочное очное бизнес-обучение

Пожалуй, до кризиса этот вид обучения был самым популярным. Если все сделано правильно, то можно получить хороший результат всего за 2-3 дня.

По характеру работы бывают лекции, семинары и тренинги.

Лекция - это когда один (типа умный) человек рассказывает, а остальные слушают и, возможно, записывают. По опыту (как лектора и как слушателя) эффективность оставляет желать лучшего: психологи говорят, что мы запоминаем около 10% из того, что мы услышали. А если попросить человека через полгода рассказать тему, которую он ранее прослушал, он в лучшем случае вспомнит, о чем это было. Потому что подавляющее большинство лекций практически не проникают в сознание слушающих.

Чуть лучше обстоит дело с семинаром: там участники не только слушают, но и иногда участвуют в дискуссиях. Это позволяет преподавателю и теме чуть глубже проникнуть в мозг участника. Но все равно о выработке практических навыков тут говорить не приходится.

Максимум эффекта дает тренинг, когда участники не только и не столько слушают теорию, сколько тренируются решать практические задачи (от проведения переговоров до составления бюджета). Это интересно, увлекательно, и если тренинг построен и проводится грамотно, дает действительно неплохой результат.

Должен сказать, что я сам очень люблю тренинги - не только проводить, но и участвовать в них. Я многим обязан хорошим тренерам, у которых мне довелось учиться. До сих пор я считаю, что лучший способ провести свободное время - это сходить на интересный тренинг: хотя бы раз в месяц я обязательно в них участвую. Это хорошая возможность сделать upgrade себя.

***

По источнику обучение бывает внутреннее и внешнее.

Внешнее (т.е. с участием тренеров, которые не являются сотрудниками компании) обычно заказывают по таким темам, по которым в компании нет собственной компетенции (например, стратегический менеджмент). Также внешних тренеров часто призывают для обучения топ-менеджеров и проведения стратегических и рабочих сессий.

Внутреннее обычно связано с типовыми для компании темами, например, продажами, или тренингами по продукту. Также своими силами полезно проводить вводные тренинги для новичков и тренинги по бизнес-процессам компании. Некоторые крупные компании создают свои "корпоративные университеты", которые позволяют им снизить издержки и массово обучать своих сотрудников, учитывая при этом специфику компании.

Дистанционное обучение

Обучение на расстоянии позволяет значительно экономить ресурсы, однако с некоторым снижением эффективности.

Классические книги, статьи

Самый древний способ обучения на расстоянии - это книга. Основной недостаток - сложность восприятия: нужна сильная мотивация самого обучаемого, чтобы осознать материал, пропустить его через себя. Еще сложнее применить потом изученное на практике. При том, что я читаю постоянно, с каждым годом мне все меньше хочется это делать, а на толстые книги просто жаль времени. Приходит новая эпоха - мультимедиа.

Мультимедиа

Все идет к тому, что скоро мы будем воспринимать большую часть информации через видео и аудио-каналы: мы стремительно врываемся в мультимедийную эру. Уже сейчас многие ВУЗы выкладывают на свои сайты лекции своих преподавателей, а каждый уважающий себя тренер уже выпустил свои видео- и аудио-диски. Даже церковь активно осваивает мультимедиа-пространство.

Но просто видео - уже тоже вчерашний день. Максимальный эффект дает комбинация различных видов информации: текста, видео-клипов, аудио-роликов, тестов и игровых моментов. В качестве примера хочу рассказать о платформе Multimedia Book (mBook) компании Matrix, на которой выпущен мой курс "Управление проектами".

Вот как выглядит главное окно программы (один из видов):

0904011329041.jpg

Cлева - текст учебного курса и картинки. Справа вверху - видео, где преподаватель рассказывает некоторую тему. Если в какой-то момент он демонстрирует слайд, этот слайд временно высвечивается на месте учебного текста. Справа внизу - структура курса, представленная в виде "дерева".

Таким образом, "студент" выбирает нужный ему раздел курса, изучает его основной материал, "листая страницы". В начале практически каждой главы он видит ссылку "Посмотреть видео", которая запускает ролик. Также в материал включены практические задания, выполняя которые вы можете применить материал курса к своим реальным задачам - это кардинально повышает эффективность обучения. К тому же, работая над курсом, вы можете делать свои пометки к каждой главе. Например, изучая стратегический менеджмент, разрабатывать стратегию своей компании.

Более того, эту технологию можно применять и в корпоративном режиме, когда компания ставит у себя обучающий сервер, закупает нужные курсы, а сотрудники могут изучать их в удобное для себя время. Набор курсов можно постоянно обновлять и расширять.

При этом компания экономит значительные средства, т.к. теперь обучение каждого сотрудника обходится очень дешево. Конечно, это не на 100% заменяет реальный тренинг (нет живого общения с преподавателем и группой, возможности задать вопросы и обменяться опытом), но, как показывает опыт, изучать информацию и тренировать навыки (не считая коммуникативных) в таком режиме даже порой удобнее.

Если же вы являетесь тренером, консультантом и/или экспертом в какой-то области, создание такого продукта может стать для вас хорошим каналом продвижения во все уголки и веси нашей страны и окрестностей, поможет вам создать и укрепить свой бренд. Кстати, сейчас очень ценятся эксперты-практики из разных сфер бизнеса. Поэтому если вы в чем-то хорошо разбираетесь, но никогда не мыслили себя консультантом, возможно именно сейчас наступило время заявить о себе миру, поднять свою ценность и стоимость на рынке труда?

Вебинары

Они тоже относятся к мультимедиа и являются последним словом в обучении. Происходит от слов "веб" и "семинар", то есть семинар, проводимый через Интернет. Участвовать в нем можно из любой точки мира. В отличие от веб-каста, который представляет собой одностороннюю трансляцию, которую участники просто пассивно смотрят, вебинар позволяет добиться максимального эффекта участия. Тему вебинара объявляют заранее, собирают заявки (платно или нет), записавшимся высылают ссылку, по которой в заданное время начнется трансляция. Ведущий сидит перед веб-камерой, и рассказывает какую-то тему, показывает слайды, запускает среди участников опросы, может рисовать что-то на "доске", которую видят все участники. Они, в свою очередь, могут задавать вопросы (через чат или голосом), общаться с преподавателем и друг с другом. Все это может записываться и потом выкладываться в сеть.

В мире вебинары стремительно набирают популярность, в России пока делаются первые шаги: набрав в Яндексе "вебинар", вы увидите реальные примеры.

Я тоже сейчас активно думаю в этом направлении: возможно, что через некоторое время анонсирую вам свои вебинары. Хотя для меня по-прежнему стоит вопрос: как через интернет передать хотя бы часть той теплой и конструктивной атмосферы совместной работы, которая возникает на моих тренингах, и которая является их "изюминкой".

Корпоративное "попутное" обучение

И все же у специализированного обучения есть ряд недостатков. Даже если тренер - звезда, а программа - толковая, оно далеко от повседневных реалий участников. Я всегда в начале тренинга опрашиваю аудиторию, какие у кого цели, что хотите получить на тренинге. Подстраиваю программу под задачи конкретной группы. В конце - узнаю, "что получили, что будете применять на практике". И даже на самых лучших тренингах, где участники умны, активно работали, очень довольны, все равно самый распространенный ответ - "Много интересного (то-то и то-то), надо осмыслить…" Когда человек, вернувшись с учебы, попадает в повседневную текучку, она засасывает, и сил самостоятельно применить новые подходы к своей работе не остается. По моим ощущениям, эффективность учебы как таковой, увы, невысока. То есть большая часть знаний и навыков в дальнейшем не применяется, "уходит в песок". И это для хорошего тренинга, о других не говорю… Беда не в тренере, а в том, как компания пользуется (а точнее не пользуется) полученными знаниями.

Даже если я, как тренер, в ходе корпоративного тренинга "выжимаю" из группы составление плана внедрения полученного в жизнь, все равно часто, спустя время, узнаю, что внедрено было немного. Чуть лучше обстоят дела в ходе корпоративного обучения, особенно когда в нем принимает участие первое лицо компании. Но и в этом случае часто не удается прорваться через тенета рутины.

Говорю не понаслышке: я и сам много лет тренер, и чужих тренингов прошел больше сотни: по самым разным темам, у разных "звезд", на разных языках и пр.

К тому же учеба съедает ценное время сотрудников. У меня как-то был тренинг, который переносился целый год из-за нехватки времени участников - руководителей компании, и это при том, что им реально было надо (в итоге он успешно состоялся). Да я и сам порой годами не могу найти время на нужное мне длительное обучение: вот в Школу консультантов Аркадия Пригожина уже года 3 иду - где мне взять 2,5 свободных месяца на учебу?!? Похоже, свою школу скорее создам ;)

Что же делать? А не заниматься обучением как отдельным процессом: не тратить на это бесценное время сотрудников, а, тем паче, руководителей, и деньги компании. Использовать "попутное" обучение. Что я хочу донести этим необычным выражением? Обучение, которое зачастую не ставится как самостоятельная задача, а возникает "попутно" в ходе решения практических бизнес-задач. Именно этим я в последнее время в основном занимаюсь. И вот тут уже результаты есть всегда, причем они остаются с компанией и участниками мероприятия надолго.

Как это происходит? Есть несколько вариантов.

Обучение на рабочих местах, наставничество

Собственно, наставничество существовало всегда. Суть очень проста: более опытный сотрудник обучает менее опытного. Плюс в том, что такое обучение максимально заточено под специфику компании и позволяет сохранять и преумножать знания и корпоративную культуру компании, транслировать их новым сотрудникам. Минус в том, что далеко не каждый является хорошим тренером. Однако, если вы хотите создать действительно успешный бизнес, без наставничества вам не обойтись. Причем оно должно происходить не от случая к случаю, а быть организовано в систему.

Например, опытный сотрудник, начиная с такого-то уровня обязан обучать новичков. Но не просто обязан, а это еще и почетно, а, возможно, и оплачивается. Например, старший продавец, который помогает новичкам, получает некий небольшой процент с их сделок. Можно сделать так, что для того, чтобы получить повышение, человек должен сначала отработать наставником, передать свой опыт.

Часто в компании складывается такая ситуация, что первое лицо - "и швец, и жнец". Минусы очевидны - высокая загруженность, причем зачастую мелочами, в то время как важные задачи не решаются, а сотрудники не "растут". В некоторых проектах мне удавалось добиться того, что руководитель начинал фиксировать алгоритмы решения задач, чтобы потом передавать их подчиненным. Но еще лучше когда он выбирает несколько перспективных людей из своего окружения, и они начинают выполнять роль его "Санчо Панса" (каждый в своей ситуации), т.е. помогают ему в решении разных задач, попутно обучаясь, например, ведению переговоров. И вот уже через некоторое время им можно доверять сначала простые задачи, затем все более сложные. Так появляется и вырастает менеджмент среднего звена. Затем они повторяют это уже на своем уровне.

То же относится и рабочим специальностям. Сейчас на промышленных предприятиях, стройках и т.п. большая беда с умелыми кадрами. Почему? Потому что выпало несколько "поколений" работников, знания и навыки были утеряны. Неудивительно, что сейчас немногие оставшиеся ГИПы (главные инженеры проектов) старой закалки ценятся на вес золота, и их не хотят отпускать на пенсию.

Но ведь такая ситуация создает и огромные риски для предприятия: уход отдельного человека означает потерю некоторой ключевой для компании компетенции, "возврат в каменный век".

Я горжусь тем, что в некоторых проектах нам удалось выстроить толковую систему наставничества.

Кружки качества

О кружках напомню вкратце, т.к. я о них уже писал. Они очень хороши для обучения, т.к. позволяют учить людей исподволь, в ходе решения реальных задач. Причем обучать могут как инженеры, так и более опытные коллеги, сотрудники смежных подразделений и компаний. На начальном этапе обучение обычно выполняет консультант, потом система работает сама.

Я вижу в кружках качества большой потенциал для российских компаний - опыт это подтверждает. Вопрос, когда наши руководители дозреют до их реального применения, а главное - смогут отойти от жесткого директивного управления, увидят в сотрудниках не "быдло", а реальных партнеров, к которым стоит прислушиваться, и которые могут принести реальную пользу.

Обучение во время рабочих сессий

Из всех режимов, в которых я работаю с клиентами, этот нравится мне больше всего: по тем результатам, которые он приносит.

Компания ставит консультанту реальную задачу, например, "навести порядок в бизнесе", "оптимизировать процесс такой-то, четко разграничить ответственность между участниками", "оптимизировать систему продаж". Дальше мы договариваемся, как будем ее решать. Как правило, это серия рабочих сессий, в ходе которых решается та или иная задача.

Естественно, что для этого нужен инструментарий. Вот здесь и происходит обучение. Оно состоит из небольшой теории - ровно в объеме, необходимом для последующего решения практической задачи. Например, что такое бизнес-процесс, как их выделяют, описывают и оптимизируют. Мини-лекция занимает 10-15 минут, затем наступает время практики: естественно, на материале самой компании, а не на абстрактном кейсе. С каким же увлечением люди включаются в ее решение - любо-дорого посмотреть! И это неудивительно: ведь люди решают, как им жить дальше, а это каждого касается! При этом овладение инструментарием происходит исподволь: тренер всегда рядом и может подсказать, помочь. Конечно, компетенция остается в компании: часто уже после 15-минутного обучения люди легко пользуются инструментами, а уж спустя несколько сессий могут дать фору многим "консультантам-мозгоклюям", которые только усложняют задачи, а не решают их.

Вообще-то, я уже много лет так работаю, но только в последний год осознал, что стало практически невозможно провести грань между тренингом, консалтингом и прочими смежными жанрами: я всегда привожу группу к реальному практическому результату, и всегда обучаю.

***

Итак, что же дает такое "попутное" обучение:

  • Решение реальных задач компании (применяй "хоть сегодня")
  • Обучение до уровня реальных навыков (а не "принял активное участие в тренинге")
  • Вовлечение руководителей и сотрудников вашей компании в процесс перемен, повышение их лояльности
  • Сплочение команды, обучение навыкам совместной конструктивной работы

И все это за минимальное время/деньги для компании.

Мой призыв к консультантам, тренерам и другим коллегам: "Хватит учить! Решайте реальные задачи реального бизнеса!" А обучение само произойдет: ровно настолько, насколько это нужно для практической работы. "Надуть щеки" и рассказать про 5P, 5S, Кайзен с Канбаном и прочие "мудрено-умные вещи" вы уже можете - теперь примените все это на практике. И клиенты будут благодарны вам от всей души!

Как Вам навести порядок в своем бизнесе?

  • Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
  • Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
    Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
    Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми.
  • Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 

Книжная полка

Бизнес-лагерь Этномир-2018. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
- Представляешь, я живу только тем, что забочусь о своем муже. Не позволяю ему пить, курить, берегу его же здоровье. Чтобы не нервничал понапрасну, опять же ради его здоровья, не даю смотреть бокс, футбол, хоккей. Не позволяю нигде задерживаться, чтобы не сбить режим питания. И за питанием тоже слежу, чтоб не испортил желудок: ничего жареного, соленого, маринованного, копченого, пряного, острого. Ну все, все для него. А эта скотина, вместо благодарности, хочет со мной развестись.