Как осознанно выбирать консультантов
Это важный и непростой вопрос. Рынок непрозрачен. О консультантах рассказывают всякие сплетни и анекдоты. Значит ли это, что нормальных профессионалов нет в принципе?
Они есть. Просто надо уметь их найти. Так чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные деньги и, главное, время.
Вот как Вы можете это сделать.
Предварительный поиск
- Возможно, у Вас уже есть консультанты, с которыми вы работали, которым доверяете. Правда и в этом случае убедитесь, что специалист способен решить новую задачу. Часто у клиентов складывается привычка к конкретному человеку, и к нему обращаются с самыми разными запросами. Однако настоящий профессионал всегда откажется от задания "не по профилю" и порекомендует хорошего коллегу. Ведь ему важны не только гонорар, но и репутация.
- Рекомендации. Можно поспрашивать своих знакомых бизнесменов, кто из них работал с консультантами, и остался доволен результатом. Подчеркиваю: не эмоциями, а именно результатами по бизнесу. Хотя и эмоции тоже важны: изменения должны приносить в компанию радость, а не навевать тоску. Желательно, чтобы прошло хотя бы 3 месяца, а, лучше – год после завершения проекта. За это время можно трезво оценить итоги работы. Хороший специалист, скорее всего, останется в профессии, и найти его всегда можно.
- Найти в Интернете и СМИ нужного вам специалиста по его публикациям, описаниям выполненных проектов. Потому что если человек действительно разбирается в теме, у него, как правило, есть книги, статьи, мультимедийные продукты. В наше время у хорошего консультанта обычно есть свой сайт, на котором представлена его профессиональная позиция, описание услуг и реализованные проекты. Посмотрите их, оцените уровень. Если понравятся, переходите к следующему этапу.
Первая встреча
Умные слова в книге или на сайте – это хорошо, однако, недостаточно.
Очень желательно встретиться лично или в скайпе. Это позволит не только понять уровень профессионализма специалиста, но и прочувствовать его личность – Вам потом с ним работать. Успех проекта зависит, в том числе, и от того, как сложится контакт. Бывает ведь и психологическая несовместимость…
Если у консультанта есть видео-запись его работы, выложенная в сети, посмотрите. Это может облегчить Вам принятие, по крайней мере, отрицательного решения.
В последнее время появился такой сильный канал как вебинары: за тот час-полтора, что идет занятие, можно многое понять про специалиста.
Если Вы находитесь в разных городах, поговорите по телефону или skype. Расскажите свои задачи, послушаете, как он предлагает их решать. Очень желательно, чтобы в разговоре принимал участие непосредственный заказчик консалтингового проекта – собственник бизнеса.
Мейл хуже: там у консультанта есть возможность "задать вопрос другу", воспользоваться литературой. То есть "списать" правильный ответ. При живом общении Вы можете оценить его способность быстро вникать в проблему, работать экспромтом, что говорит об опыте и уровне личности. Профессионал, даже если он не работал с вашей тематикой, быстро в ней разберется. А вот чтобы из юнца стать личностью и профи, нужны годы плотной работы.
Опишите свои задачи / проблемы. Пусть консультант расскажет Вам свое видение, как он поможет Вам решить их в ходе предстоящего проекта. Профессионал больше слушает и говорит вдумчиво, отвечая именно на Ваш запрос. Не пытается втюхать Вам типовой проект типа "Внедрение системы сбалансированных показателей" или "Создание системы грейдов", а подробно и понятно (своими словами) рассказывает, как планирует решить поставленные бизнес-задачи, каков будет результат Вашей совместно работы. Хорошо, если он также приведет примеры из своего опыта, а Вы зададите уточняющие вопросы.
Консалтинг – работа штучная, и не бывает двух одинаковых проектов. Если же какой-то консультант предлагает Вам готовое решение "под ключ", я бы посоветовал Вам держаться от него подальше. Потому что если Вы примете его предложение, то за свои деньги получите гору малоприменимых бумаг, созданных для предыдущих клиентов.
Очертите весь проект, но договоритесь конкретно о первом его этапе. Во-первых, часто невозможно точно спланировать весь проект. Во-вторых, этапность снижает ваши риски.
Реально оценить качество консультанта вы сможете только в ходе первого этапа совместной работы.
Обсудите вопросы оплаты. Для обеих сторон лучше, если это будет 100% предоплата этапа: Вам это не позволит сбежать от перемен в самый последний момент или по ходу (хотя порой ох как хочется! В нашей практике бывало, что и оплаченные клиентом мероприятия откладывались месяцами). В крайнем случае, аванс 50%, а остальное – сразу после окончания этапа.
Пробные шаги
Чтобы окончательно убедиться, что Вам по пути с этим консультантом, можете воспользоваться его недорогими "вводными" услугами.
Например, попросить его провести короткую консультацию по Вашим задачам: лично или по скайп.
Если специалист проводит открытые (сборные) мастер-классы, приходите на них. Вы можете увидеть его в деле, а это важнее всяких слов.
Важно и то, что консультант посмотрит на Вас, Ваши задачи, команду. Решит для себя, готов ли он взяться за помощь Вам.
После чего Вы сможете принять взвешенной решение о дальнейшем более серьезном сотрудничестве.
***
- Наши клиенты
- Отзывы клиентов о результатах работы с нами и о наших мероприятиях
- Расписание наших мероприятий
Фото Сергея Саткара, Натальи Мудрик