Выпуск 167. Михаил Рыбаков. Ваша идеология
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 05.01.2012
Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Идеология… Сколько лет я ненавидел это слово! Оно означало для меня тот бессмысленный и всепоглощающий прессинг, который душил жителей Советского союза. Я помню статуи Ленина на каждом углу, бессмысленные лозунги типа "Решения 27 съезда КПСС - в жизнь", обязательные демонстрации на 1 мая и прочую ерунду.
Казалось, что это навсегда. Но прошло время. Сейчас разрешено если не все, то очень многое. Мы более-менее свободны. Думать, говорить, созидать. Иметь свое мнение, спорить, если с кем-то не согласны. И даже протестовать, как показали недавние события.
Делать свой бизнес. Путешествовать и инвестировать деньги по всему миру.
***
Прошло время, старые смыслы и негативные эмоции стерлись. И появилась возможность взглянуть на идеологию под иным углом.
Что же это такое?
По большому счету, это система ценностей организации. Которая:
- Существует и осознанна.
- Донесена до всех ее участников, а возможно и до клиентов, партнеров, общества.
- По ней действительно живут. То есть соотносят с ней все свои решения и действия.
Идеология может быть как у отдельно взятого человека, так и у организации любого размера - от семьи и небольшой компании до страны и даже более крупных образований, таких как Евросоюз.
Сказать по правде, система ценностей есть всегда и у всех. Просто не все это осознают.
Практическое задание 1: Сформулируйте свои личные ценности. Они же - убеждения, установки (возможно, некоторые психологи поправят мою терминологию, но не суть). То есть те ключевые принципы, по которым Вы живете.
Ключевых ценностей обычно немного: не более 7.
Не бывает плохих и хороших ценностей. Важно, чтобы они были действительно Ваши, настоящие. Прожитые, рожденные в муках. Поэтому размышляя над ними, будьте собой, не думайте о том, как кому-то понравиться. Они не обязаны быть оригинальными и могут в той или иной мере совпадать с различными моральными кодексами, например, религиозными заповедями. Но ни в коем случае не списывайте ниоткуда свои ценности.
Когда Вам пришла в голову та или иная ценность, проверьте, действительно ли Вы по ней живете. Не откажетесь ли вы от них, если это принесет Вам те или иные неприятности: порицание окружающих, убытки и т.д.?
Ценности - это основа, базис Вашей жизни. Может поменяться все - цели, стратегия и тактика, партнеры, технологии и пр. Но ценности остаются.
Замечу, что со временем можно осознанно развивать свои ценности. Отказываться от ограничивающих убеждений, и приучать себя жить в соответствии с иными. Например, жизнь станет лучше, если многие хорошие, но по сути несчастные и несвободные люди сменят ущербное убеждение "я бедный, но честный" на "я успешный обеспеченный человек, использую свои средства и влияние для улучшения этого мира".
Я намеренно почти не привожу примеры, дабы не было повода списывать.
Формулировки ценностей могут быть разными, например:
- Я - тот-то или такой-то
- Некоторое качество, например, порядочность
- Я делаю то-то и то-то
- Моя цель - добиться того-то и того-то (имеется в виду мега-цель всей жизни)
- И т.п.
К кратко сформулированным принципам может прилагаться развернутая расшифровка, разъясняющая, как применять тот или иной принцип, содержащая примеры и пр. Как законы конкретизируют применение принципов, заложенных в конституции. Законы могут меняться. Хорошая конституция создается на века.
Для чего нужна идеология? По сути, это духовный стержень. Который придает целостность и вектор развития как отдельному человеку, так и организации. Это та неизменная основа, фундамент, который добавляет сил и позволяет достичь большего в обычной жизни, превзойти себя, выжить и укрепиться в трудные времена.
У людей религиозных такой базис во многом предопределен верой. Иным приходится создавать его самостоятельно.
Если у Вас есть крепкая система ценностей, то это создает некоторые приятные "побочные эффекты".
Например, в Вашу жизнь (если говорить об отдельном человеке) или в компанию начинают притягиваться "правильные" люди. Правильные - для Вас и для Вашей компании. Для кого-то иного они будут совершенно неправильными.
Что значит "правильные"? Совместимые с Вами по ценностям. Те, с которыми Вам приятно общаться и работать. Которым не нужно что-то лишний раз объяснять - они понимают Вас с полуслова. Которым Вы доверяете. Которые доверяют Вам. В которых Вы готовы вкладываться. Которые хотят быть в Вашей команде долгие годы.
Конечно, это сказывается как на удовольствии от совместной жизни и работы, так и на результатах.
Что же происходит с "неправильными" людьми (не плохими, а просто несовместимыми с Вами и/или Вашей компанией)? Они просто уходят, причем довольно быстро. Если говорить о компании, то она отторгает их, как инородное тело.
Лучше всего ставить мощный фильтр на входе в компанию - чтобы правильных тянуло туда как магнитом, а неправильные не могли просочиться, несмотря на все свои старания. Идеальный инструмент - конкурсный отбор, о котором писал, например, в статье ""Золотое дно" или как построить эффективную систему найма сотрудников". Если он применяется грамотно, то создает большой поток более-менее "правильных" кандидатов и позволяет точечно выбирать действительно подходящих. Конечно, чтобы это работало, важно, чтобы у Вас была действительно осознанная система ценностей, на соответствие которой и проверяют кандидатов, а также четкие правильно сформулированные требования к должностям.
А вот уже с теми, кого Вы приняли на работу (или в партнеры по бизнесу или жизни) можно быть более мягкими, чем это часто встречается. Им можно доверять. Они - свои. Конечно, это не значит, что не нужно выстраивать четкую бизнес-систему, и можно полагаться только на человеческий фактор. Увы, при росте бизнеса это не работает даже с самыми прекрасными людьми: от неправильного управления они начинают "портиться".
К сожалению, я очень часто встречаюсь с тем, что вместо грамотного отбора людей, их нанимают как попало, а потом годами пытаются перевоспитать. Увы, это невозможно. Некоторые психологи говорят, что в возрасте старше 5 лет, некоторые - что старше 15, человек не меняется. Увы. Более того, мы не имеем право влезать человеку в душу помимо его воли, как это делают в деструктивных сектах или секто-подобных организациях.
Еще одним приятным эффектом крепкой системы ценностей становится то, что в жизнь / бизнес начинают притягиваться хорошие возможности. "Почему-то" на Вас начинают выходить "правильные" клиенты и партнеры, с которыми у Вас складываются взаимовыгодные и приятные долгосрочные отношения. "Почему-то" на Вас становится меньше нападок со всех сторон: как от собственных сотрудников, так и иных сторон, например, конкурентов и государства. Жизнь и работа становятся более гармоничны.
Если у компании крепкая идеология, то ее руководители и сотрудники лучше понимают друг друга, действуют "в унисон", меньше времени требуется на согласование множества глобальных и повседневных вопросов.
Принимается меньше ошибочных краткосрочных решений, вредящих в долгосрочной перспективе.
Но, пожалуй, самый ценный момент - то, что человек или компания обретают внутреннее спокойствие и гармонию (не путайте с самоуспокоенностью). Я не очень знаю, как передать их словами, хотя сам чувствую - с годами все больше. И это очень хорошо. Это если не само счастье, то важная его часть. Ощущение, что живу правильно.
Практическое задание 2: Сформулируйте ценности своей компании.
Конечно, это могут сделать ее отцы-основатели. И, в общем-то, это неплохо (если сможете договориться).
Но лучше, если это сделает управленческая команда компании (до 20 человек) - во время рабочей (стратегической) сессии, естественно, при участии собственников. Ваши ключевые люди станут соавторами создаваемой системы ценностей. И потом будут охотно применять ее в своей работе и транслировать своим подчиненным.
Выделите на это хотя бы 3 дня - сейчас для этого лучшее время: начало года. Желательно уехать куда-нибудь за город, например, в пансионат. Это важно, чтобы отключиться от текучки, прожить эти дни вместе от и до.
Не старайтесь за эти 3 дня объять необъятное. Лучше сконцентрируйтесь на главных вопросах, и проработайте их поглубже, ни в коем случае не формально. Спорьте, обсуждайте, добейтесь общего согласия по всем пунктам. Потом это будет работать на Вас долгие годы.
Я подробно рассказывал, как и зачем проводить рабочие (стратегические) сессии в соответствующем вебинаре. Используйте мои рекомендации творчески - ведь каждая компания и каждая сессия уникальны.
Много ценного о корпоративной идеологии написал Джим Коллинз в книге "Построенные навечно. Успех компаний, обладающих виденьем." Он исследовал действительно великие компании - существующие с как минимум 1950 года и оказавшие сильное влияние на весь мир (такие как IBM, Hewlett Packard, Procter&Gamble и пр.), и пришел к нетривиальным тщательно обоснованным выводам. Рекомендую прочесть (прослушать), как и вторую его книгу "От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет".
Практическое задание 3: Разработайте технологию применения идеологии в своей компании. А именно: использования при найме работников, трансляции действующим сотрудникам (без насилия над их личностями), воплощения в конкретные управленческие решения - от целей и стратегии компании до повседневных действий.
Естественно, что выработка идеологии (корпоративных ценностей и методик их практического воплощения) не панацея, и не заменит ежедневной системной работы по наведению порядка в бизнесе. Но может послужить ей надежным фундаментом.
В своей жизни и работе я постоянно думаю о своих ценностях и миссии. Вчера задумался вновь, гуляя по берегу Красного моря и безлюдным просторам Синайской пустыни :) Результаты можете посмотреть на заглавной странице моего сайта: www.mrybakov.ru. И хотя там не изложены ценности в явном виде, многие из них прослеживаются довольно четко.
А какие ценности у Вас? Как у человека, семьянина, гражданина, бизнесмена, жителя Земли? Какие ценности у Вашей компании? Как они помогают в жизни и бизнесе?
Пишите. Возможно, нам по пути.
Оговорка для романтиков. Важно не только иметь красивые ценности ("бла-бла-бла, я такой хороший"), но и ежедневно жить в соответствии с ними. А это большая работа.
***
Если Вы не читали мою статью "Ваша ценность", возможно, Вам будет интересно и полезно. Я написал ее 3 года назад в это же время года, будучи в Гоа, и она вызвала почти самый активный отклик читателей за историю этой рассылки.
*****
Если вы хотите глубоко разобраться со своей жизнью, проработать со мной свою жизненную ситуацию и задачи, приезжайте на наш лагерь "Гармоничная жизнь". Там вы сможете решить важные задачи своей жизни, найти ответы на вопросы, на которые годами не было времени и сил. У этого лагеря нет жесткой программы - только работа с ситуациями участников. В небольшой группе, в атмосфере душевного тепла и доверия. Я люблю такой формат и считаю его самым продуктивным.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru