Телеграм-канал Михаила Рыбакова. Простые надежные технологии от А до Я. Практика.
Перейти

Анонсы - 2024

Выпуск 337. Наталия Морозова. Точка безубыточности

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 08.09.2015

Morozova_v_Slime.JPGНаталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

Почему-то зачастую у наших людей считается признаком молодецкой удали не просчитывать проект перед его запуском. Фразу: «Мы, естественно, ничего не считали», — я слышала от предпринимателей не раз и не два. Но что же тут естественного? Естественно-то, как раз, наоборот: перед началом проекта все просчитать, хотя бы точку безубыточности (далее ТБУ) найти.

Мне вспоминается девушка, которая кормила нас с дочкой вкусным обедом в практически пустом ресторане во время нашего отдыха в Черногории.

Она поведала нам грустную историю о том, как по совету красавца-серба вложила все свои сбережения в покупку данного ресторана, да еще и российского друга убедила вложиться в данное предприятие. Любимый серб, получив немаленькие комиссионные за продажу здания, исчез в неизвестном направлении. Деньги кончились. Клиентов практически нет. Чтобы рекламировать заведение, необходимо уладить юридические формальности, на что опять-таки нужны средства. Друг зафиксировал убытки и больше о ресторане слышать не хочет. А повару, за электроэнергию и еще много за что регулярно платить надо. Что делать – непонятно…

– Так вы что же, перед тем как вложить деньги, даже точку безубыточности не нашли? – изумился мой десятилетний ребенок. Девушка посмотрела на нее, как на марсианина… 

Итак, как же находится точка безубыточности (ТБУ)?

Для этого давайте поговорим о расходах. Все расходы делятся на переменные и постоянные.

Переменные расходы прямо пропорциональны количеству реализуемой продукции. Понятно, что на пять одинаковых проданных столов древесины пойдет в пять раз больше, чем на один. Как правило, переменные расходы являются прямыми (подробнее о разделении на прямые и накладные (косвенные) расходы см. в статье «Разделяй и властвуй! Разбираемся с расходами компании»).

Накладные расходы являются переменными крайне редко.

Для простоты возьмем конкретный пример, который придумали замечательные участники бизнес-лагеря на Угре «Эффективное управление финансами» в августе 2015 года.

Итак, компания «Буратино» выпускает столы. Продажная стоимость одного стола – 10 000 рублей.

Рассматриваемый промежуток времени: 1 месяц.

На 1 стол идут материалы, стоимость которых составляет: 3000 рублей, сдельная оплата рабочего (вместе с взносами с нее) составляет 2000 рублей за сборку одного стола.

Итого, переменные затраты на производство одного стола составляют 5000. График переменных расходов – прямая линия, которая, как помним из школы, строится по двум точкам.

И первая точка это, естественно, ноль, так как если ни одного стола не реализовано, то и переменных расходов нет.

«Постойте-постойте!» — скажет кто-нибудь, — «А если в этом примере за месяц было сделано 20 столов, материал на производство стоил 3000 руб.*20=60 000 и рабочему-сдельщику выплатили 40 000, то где же эти расходы?»

В том-то и тонкость. Переменные расходы (которые в нашем случае являются и себестоимостью) появляются в момент реализации продукции (в момент получения дохода). А до реализации – это переменные затраты.

Если вы будете читать финансовую литературу, то увидите, что «затраты» и «расходы» зачастую используются как синонимы. Но нам с вами жизненно необходимо четко разделить то, что непосредственно потрачено на еще не реализованную продукцию и на реализованную. Потому что только то, что «прямо» потрачено на выпуск уже реализованной продукции, становится себестоимостью и участвует в определении финансовых результатов компании (прибыли, рентабельности и т.д.).

История из жизни. Однажды ехали с мужем на поезде из Москвы в Санкт-Петербург. На вопрос, что за остановка, услышали: «Бологое. Это то место, где бордюр становится поребриком».

Так и у нас: отгрузка – это тот момент времени, когда переменные затраты превращаются в переменные расходы.

Итак, если в рассматриваемый месяц не реализовано ни одного стола, то переменные расходы равны нулю.

Если продано 10 столов, то их себестоимость составит 50 000 рублей. Вторая точка найдена, можно чертить прямую переменных расходов.

Tochka_1.gif

Рис.1

Постоянные расходы отличаются тем, что остаются неизменными на достаточно большом промежутке времени и не зависят напрямую от количества реализуемой продукции.

В каждый период времени (в этом случае — месяц) будут иметь место постоянные затраты, которые не зависят от того, сколько столов произведено: один или сто. Так, к постоянным затратам будут относиться затраты на аренду помещения, амортизацию оборудования, зарплату непроизводственного персонала и другие.

И сразу же возникает вопрос: «А в какой же момент времени постоянные затраты превратятся в постоянные расходы?» В тот момент, когда мы их спишем, т.е. отнесем на финансовый результат. Как правило, постоянные расходы (большинство из которых являются косвенными) списываются в последний день месяца. И это логично, т.к. в последний день месяца начисляются зарплаты (кроме сдельной), взносы, налоги, амортизация имущества. Последним днем месяца датируются акты по аренде помещений, коммунальным платежам, услугам связи и т.д.

То есть, в отличие от переменных расходов, постоянные расходы имеют место быть даже в том месяце, когда не реализовано ни одной единицы продукции.

В нашем примере постоянные расходы за месяц следующие (рублей):

Амортизация оборудования: 39 000
Инструменты (малоценка): 3000
Заработная плата (вместе с налогами с нее):

Директор (который и бухгалтерию ведет :)): 52 000
Мастер: 25 000
Постоянная часть зарплаты рабочего: 10 000
Аренда: 30 000
Расходы на продвижение: 50 000
Содержание офиса: 2 000
Итого: 211000 руб. в месяц.

То есть, если в течение месяца не будет продано (отгружено) ни одного стола, то расходы все равно будут составлять 211 000 рублей.

График постоянных расходов следующий:

Tochka2.gif

Рис. 2

Постоянные расходы не останутся на уровне 211 000 рублей навсегда. Если количество выпускаемых столов будет расти, то в какой-то момент придется взять человека, занимающегося продажами, арендовать помещение побольше и т.д.

То есть в какой-то момент времени постоянные расходы перейдут на новый уровень (вырастут скачкообразно).

Итак, строим, наконец-то, график безубыточности, он же график «затраты — объем — прибыль», он же СVP-график (Cost-Volume-Profit).

По оси абсцисс откладываем количество реализованных столов в штуках, а по оси ординат – расходы и выручку в тысячах рублей.

Переносим графики переменных и постоянных расходов из рис. 1 и 2.

Вспоминая школьную математику, строим прямую суммарных расходов.

После чего строим прямую выручки. Понятно, что снова нужны две точки. Первая, естественно, ноль (нет отгрузки – нет выручки). Вторая пусть будет 10 000. Т.е. при реализации 10 столов выручка составит 100 000 рублей.

И вот в том месте, где суммарные расходы будут равны выручке (т.е. пересекутся прямые суммарных расходов и выручки), и будет находиться искомая точка безубыточности (ТБУ).

 Tochka3.gif

Рис. 3

Из графика видно, ТБУ находится где-то на уровне 42,2 штук. Если компания реализует менее 43 столов, она окажется в убытке, если больше – получит прибыль.

То есть точка безубыточности показывает то минимальное количество продукции в натуральном выражении, которое надо реализовать, чтобы не оказаться в убытке.

Разница между тем количеством продукции, которое, вы уверены, будет ежемесячно реализовываться, и количеством в ТБУ будет являться запасом прочности. Чем выше этот запас, тем лучше.

Во время Практикумов и бизнес-лагерей всегда возникает сентенция: «В моем бизнесе нельзя найти единицу продукции в натуральном выражении». На самом деле можно, хоть порой и достаточно сложно. Представим, что в нашем случае, ООО «Буратино» начало продавать не только столы по 10 000 рублей, но и стулья по 3 500 (при этом себестоимость стола, как мы помним, 5 000, а стула — 2 000).

Если мы примем за 1 единицу 1 стол, то стул будет иметь некий понижающий коэффициент. А вот какой? И здесь уже полный простор для творчества. Например, мы можем рассчитать его исходя из продажной цены обоих предметов мебели, их себестоимости или, что мне кажется наиболее корректным, маржи на каждом из них.

Маржа на столе 5000 рублей, на стуле 1 500. Понижающий коэффициент – 0.3.

Задача: ООО «Буратино» в сентябре 2015 года реализует 20 столов (уже предоплату получило). Склад забит стульями. Сколько стульев надо реализовать, чтобы не оказаться в убытке?

В завершение темы хочу сказать, что при нахождении ТБУ есть множество допущений: и постоянные расходы на самом деле из месяца в месяц могут отличаться, и цены на материалы в любой момент могут подняться, и найти натуральный показатель порой сложно. Но у графика безубыточности есть один большой плюс: он очень нагляден.

В момент основания бизнеса или нового его направления этот график позволяет осознать, сколько единиц новой продукции (товаров, услуг) надо ежемесячно реализовывать, чтобы не оказаться в убытке, и сравнить это количество с тем, которое готов принять рынок. И при неудовлетворительном результате или от идеи отказаться, или придумать, как расходы уменьшить.

Искренне Ваша, Наталия Морозова

***

Практическое задание. А Вы знаете точку безубыточности для своего бизнеса (каким бы он ни был — ларек или крупный завод)? Если нет — рассчитайте ее. И постоянно учитывайте при планировании и оценке результатов работы компании.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 

Книжная полка

Бизнес-лагерь Этномир-2016. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
В магазине:
— У вас пряники свежие?
— Hет, старые, заплесневевшие, второй год лежат.
— А печенье?
— Знаете, возьмите лучше пряники.