Выпуск 370. Наталия Морозова. Финансы для собственников. Не дай себя обмануть
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 16.06.2016
Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книг "Об "упрощенке" за рюмкой чая" и "О финансах легко и непринужденно". Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Я регулярно слышу от собственников бизнеса, с которыми пересекаюсь на разных мероприятиях, фразу типа: "Говорили же вы, что надо самому в финансах разбираться. Не разобрался. А теперь жо... все очень плохо".Грустно невероятно. Ведь фразу эту говорят не просто не глупые, а яркие и умные люди. Просто у собственников бизнеса множество других горящих задач: кто-то продажи повышает, кто-то тендер выигрывает, кто-то новый продукт выводит на рынок, а у кого-то кассовый разрыв нарисовался, и с ним надо что-то срочно делать ... Короче, несть числа этим задачам.
И кажется, что нет времени остановиться и задуматься, а не теряются ли в данный момент деньги "без толку, зазря". Как правило, когда мы свято уверены, что на решение именно этой задачи у нас нет времени, это значит, что нам просто очень не хочется эту задачу решать. "Финансы - это что-то очень мутное, с кучей непонятных терминов. Зачем оно мне? Ведь я плачу деньги, притом немалые, главбуху с финансовым директором. Они все сами сделают в лучшем виде, а иначе зачем они мне нужны?". Все так. Собственники не должны становиться финансистами, но они должны уметь говорить с ними на одном языке; уметь анализировать цифры из отчетов для того, чтобы работники финансовых служб не расслаблялись. Бесконтрольность ни к чему хорошему не приводит. И я говорю не только о случаях прямого увода денег, хотя и с такими в практике встречалась, но и о застывании в единожды выстроенных алгоритмах учета и оптимизации, о нежелании что-то менять. Ведь большому количеству наемных сотрудников близка мысль о том, что инициатива наказуема: "Ты придумаешь, тебя заставят выполнять и тебя же накажут за то, что плохо выполнил".
Значит, живем по-старому, ничего не меняем.
Не будем сейчас рассматривать управленческий учет, который в полном объеме ведется далеко не во всех компаниях, возьмем обычную "белую" бухгалтерию. Подойдите к главбуху и попросите его при вас распечатать оборотно-сальдовую ведомость (далее - ОСВ) с первого января по последнее число предыдущего месяца. Если на начало или конец периода какие-то цифры будут отрицательными (гореть красным), то в вашей бухгалтерии бардак.
Но это единственное, что увидит человек, которому ну совсем не хочется вникать в финансы.
То ли дело человек в конце второго дня прохождения бизнес-лагеря "Эффективное управление финансами"!
Как показывает опыт, во время перерыва во второй день обучения, участники начинают массово запрашивать различные отчеты у своих главбухов. Интернет работает исправно, и к концу занятий второго дня отчеты присланы. Начинается анализ. И множество интереснейших открытий.
История из практики. Изучая ОСВ, владелец производственной компании обнаруживает на 41-м счете сумму в 320 миллионов. Человек уже знает, что данный счет используется для учета товара для последующей перепродажи. Компания производственная. Товара для перепродажи нет вообще. Есть готовая продукция, но она учитывается на совсем другом счете.
Собственник дозванивается до главбуха и с интересом узнает, что так оптимизировался НДС. Понятно, что реально на складе никакого товара нет. И что делать - непонятно. А не посмотрел бы, главбух так и продолжала бы оптимизировать. А ведь более тупой и опасной оптимизации НДС в производственной компании лично мне даже представить сложно. Подумали. Нашли решения.
История из практики. Опять же изучая ОСВ, другой участник лагеря обнаружил огромные суммы, выданные под отчет. Собственник сильно удивился и долго разбирался с тем, кому на самом деле выдавались деньги и на что ни пошли. А дальше мы придумывали, как эти суммы списать на расходы, уменьшив налог на прибыль.
Не поверите, но практически все участники обнаруживают в этом замечательном отчете под названием "ОСВ" что-то крайне интересное для себя.
А дальше - больше. Умение собственноручно составлять отчетность приводит к умению эту отчетность анализировать. Знание терминов и вопросов, которые надо задавать, переводит общение с финансовыми службами на качественно новый уровень. Понимание того, как ставится управленческий учет, зачастую приводит-таки к его постановке. А это уже совсем другой уровень управления финансами.
Примеры приводить могу еще очень долго, но прерываюсь - все же и спать иногда нужно...
Я очень часто сомневаюсь, не знаю как лучше поступить... Но есть несколько вещей, в которых я абсолютно и свято уверена. Одна из них звучит так: "Собственнику бизнеса надо знать основы финансов. Это позволит сохранить ему деньги и нервы".
Есть разные способы получения знаний о финансах, и воспользоваться можно любым. Я предлагаю участие в бизнес-лагере "Эффективное управление финансами".
На нем есть возможность за два дня овладеть знаниями основ финансов, которые мне в институте давали два семестра (да так, что скулы от скуки сводило).
А в остальные 4 дня вы будете находить точку безубыточности и вырабатывать методы борьбы с кассовыми разрывами (предварительно узнав причины их возникновения). Будете изучать алгоритм постановки управленческого учета и применять эти знания в практических заданиях. Будете строить финансовые модели компаний, предварительно узнав как и зачем это делать. И многое - многое другое.
Я щедро поделюсь своими знаниями и опытом, который нарабатывала более двадцати лет. Мне не жалко.
Искренне Ваша, Наталия Морозова.
Отзывы участников бизнес-лагерей "Эффективное управление финансами"
Флёра Мухлисуллина, собственник ООО «Бальзам» (сеть ортопедических аптек), г. Набережные Челны»
"За короткий срок мы прошли полный курс финансового института, начали от проводок, закончили управленческим учетом. Стали понимать, что это такое – точка безубыточности, запас прочности. Я начала смотреть на свою компанию совсем с другой точки зрения, ее финансовое положение стало прозрачным, ясным. Спасибо Наталии огромное! Что касается природы (лес, река) и теплого общения, то это отдельный бонус. Спасибо большое!".
Сергей Нестеренко, собственник компании «Зарница» (обмундирование и снаряжение для армии), г. Реутов
"Приехал я на бизнес-лагерь по управлению финансами к Наталии Морозовой, получив рассылку Михаила Рыбакова. Посчитал, что управление финансами – это одна из главных моих задач, которые я хочу решать. Узнать о них больше.
Данное мероприятие очень важно для людей, которые считают финансы и хотят быть успешными. Для тех, кто не хочет их тратить бездумно, не считая. На бизнес-лагере нам дали базовый фундамент, без которого, в принципе, невозможно понимать сотрудников компании, которые связаны с финансами. Я также получил очень много нужных и необходимых инструментов, которыми обязательно воспользуюсь.
Выражаю огромную благодарность организаторам данного мероприятия. Атмосфера, процесс обучения, формат лагеря располагают к тому, что знания, которые нам дают на занятиях и в неформальном общении, легко принимаются и будут использоваться в работе.
Спасибо!"
"Сейчас я на лагере по финансам Наталии Морозовой. Я бы хотел несколько слов про нее сказать: она человек великой души, со светлыми мыслями, с искренним желанием помочь людям. Она очень ответственна. Это подкупает, это вызывает желание учиться именно у нее и по ее направлению.
И, конечно, она сильный профессионал в своем деле. До того, как я познакомился с Наталией Морозовой, в нашей компании управленческого учета просто не было. А то, что было, нормальным учетом назвать нельзя. Благодаря даже небольшому мастер-классу Наталии Морозовой, который я прошел во время во время бизнес-лагеря «Как навести порядок в своем бизнесе» летом 2013 года на Угре, я смог создать основы управленческого учета. А сейчас я приехал, чтобы довести этот процесс до конца, а также отдохнуть и набраться сил.
Спасибо организаторам за то, что делают такую важную для нас, предпринимателей, работу. Да еще и в таких шикарных местах!"
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru