Выпуск 385. Наталия Морозова. О радостном и грустном (окончание)
Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книг "Об "упрощенке" за рюмкой чая" и "О финансах легко и непринужденно". Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Сначала о радостном. Есть еще два дня: 18 и 19 октября, когда можно оплатить участие в десятом юбилейном бизнес-лагере "Эффективное управление финансами. Дагомыс - 2017" по самой доброй цене: 35000 рублей.
Лагерь обещает быть замечательным. Я лично знаю некоторых из будущих участников, которые уже оплатили свое участие. Они круты невероятно. Лично мне будет с ними интересно общаться. Думаю, что не только мне. Ну и интересной работы будет много. Подробную информацию и программу лагеря можно найти на сайте.
На лагере мы будем рассматривать множество вопросов, и противодействие воровству главных бухгалтеров в том числе.
Так, в меру плавно, мы переходим ко второй, грустной части, этой статьи.
В июле я давала интервью федеральному журналу «Управление персоналом» на тему воровства главбухов. Ниже – его окончание (начало - здесь).
"3. Сколько реально можно пригласить в штат, не рискуя, из 100 формально подходящих на должность главбуха кандидатов?
Думаю, одного-двух. И не потому, что остальные будут воровать.
А потому что:
- Хороший главбух – профессионал, а настоящих профессионалов мало в любой области:
- Он должен все время следить за непрерывно изменяющимся в нашей стране законодательством;
- Должен уметь находить ответы на вопросы (в том числе писать письма в Минфин и УФНС);
- Должен организовать проявление компанией "должной осмотрительности", сейчас это очень важно;
- Быть хорошим руководителем; уметь грамотно выстроить работу сотрудников бухгалтерии: не раздувать штат и не пытаться все сделать самому, а максимально автоматизировать работу своих сотрудников, выработать такой механизм работы своего отдела, при котором уход на больничный или в отпуск любого из сотрудников не превращается в проблему;
- Контролировать каждый участок бухгалтерии, уметь ответить на любой вопрос каждого из своих сотрудников;
- Суметь выработать конструктивные взаимоотношения с сотрудниками смежных отделов. Например, известно, что входящие документы должны быть оформлены в соответствии с действующим законодательством. Ведь из-за неправильно оформленной бумажки можно и миллионы потерять. Нужна не только инструкция для девочек из бухгалтерии, по которой можно четко проверить правильность заполнения входящих документов, но и каждому из водителей, привозящих товар, дать памятку, в которой четко указано, какие поля ему надо проверить в накладной и счете-фактуре, забирая товар. В случае ошибок, все исправляется на месте (до того, как подписать накладную), не перерастая в длительный процесс выколачивания бухгалтерией правильных документов (процесс обычно очень нервный и времязатратный для всех участников);
- Он не должен панически бояться ошибиться. Ведь большинство главбухов очень боятся сделать что-то неправильно, т.к. если будут штрафы – поди докажи потом руководству, что ты не виноват. Поэтому главбухи зачастую перестраховываются и не разрешают относить на расходы, то, что, подумав, отнести на расходы можно. В итоге, как показывает моя практика, собственники теряют сотни тысяч, а иногда и миллионы недополученной чистой прибыли, а значит, и дивидендов;
- Он должен уметь вычленить главное и не увязать в несущественном. Зачастую, когда главбух очень скрупулезно ведет бухгалтерский учет, выполняя все методические рекомендации, он, увязая в мелочах, не успевает заниматься наиболее важными направлениями. Например, налоговой безопасностью. Мне кажется правильным всегда сравнивать риски. Так вот, максимальная ответственность за грубое нарушение ведения бухгалтерского учета – штраф 30 000 рублей (cтатья 120 НК РФ и статья 15.11 КоАП РФ.). Однократно. А если не озаботиться налоговой безопасностью, можно потерять миллионы, если не саму свободу;
- А главное – он должен быть стрессоустойчив и лоялен к компании. Ведь если что, кого больше всех допрашивают, зачастую используя провокации? Правильно - многострадальных главбухов.
4. Что в резюме главбуха Вас может насторожить?
Меня бы насторожила:
- Частая смена мест работы;
- Если он ранее работал в "нехороших" компаниях. Сейчас можно "пробить" любую компанию и увидеть степень ее "белизны" (я, например, для проверки пользуюсь системой "Контур Фокус").
5. Рекомендации можно сегодня подделать?
Можно. А смысл? При проверке резюме всегда можно позвонить на предыдущее место работы и не по номеру телефона, указанному в резюме, а по телефону, найденному через тот же "Контур Фокус" (или другую аналогичную систему), и узнать что-то об их бывшем сотруднике.
6. Когда и кто из честных изначально сотрудников может "хапнуть" вдруг?
Здесь, на мой взгляд, играют роль три вещи:
- Человек может просто поддаться искушению, зная, что руководство его никогда не проконтролирует, как в силу своей некомпетентности в финансовых вопросах, так и в связи с абсолютным бардаком в неофициальной бухгалтерии;
- "Грабь награбленное". Сотрудник финансовых служб видит, как ведет себя руководитель по отношению к своим контрагентам (обманывает, не платит и т.д.), как нагло уходит от налогов. У него возникает мысль, что если собственник может нечестным путем экономить сотни миллионов, то почему бы не отжать из них себе пару-тройку;
- Сотрудник чувствует себя обманутым, т.к. договоренности, которые были достигнуты ранее, не выполняются. Зачастую договоренности, касаемые серой зарплаты нигде не фиксируются, поэтому руководитель и сотрудник могут иметь в своих головах различные картины мира.
7. Как решают проблему компенсации и наказания те, кто не выносит "сор из избы"?
Мой опыт говорит, что приличные собственники (не склонные к криминалу) удовлетворяют все требования нехороших главбухов и финдиров, ибо те слишком много знают.
8. Стоит ли в РФ ввести как в Бразилии легальную базу "криминальных сотрудников"? За и против?
Нет. Стоит денег, а толку мало. Ни один из уволенных на моей памяти сотрудников финансовых служб не был уволен как вор. Их увольняли тихо, и они ни в одну базу не попали бы. А у собственников появится ложная надежда на то, что если нет в базе, то порядочен.
9. Как могут негативно косвенно влиять на бизнес сотрудники с криминальными намерениями?
Мне кажется, что такие сотрудники негативно влияют на бизнес не косвенно, а прямо. Ведь, к примеру, закупка начальником отдела снабжения материалов по завышенным ценам (с целью получения отката) приводит к уменьшению прибыльности и рентабельности бизнеса и недополучению дивидендов собственниками.
10. Вы бы взяли на топ позицию отличного профи (например, откроет вам новый рынок гарантированно), но пойманного вчера на открытом воровстве?
Нет.
11. Высокая зарплата и премии – насколько они могут снизить желание сотрудника незаметно и безнаказанно приворовывать при возможности?
Думаю, что снизить смогут. И прежде всего, даже не высокая зарплата, а премии. Но это должны быть не просто премии, а премии, основанные на коэффициентах, привязанных к конкретным показателям. Т.е. сотрудник должен знать, что, увеличив каким бы то ни было образом эффективность работы компании, он получит конкретные деньги.
12. Молодое поколение чем-то отличается в этом плане от старшего? Как их контролировать и сдерживать от приворовывания?
Отличается. Молодой потенциальный вор скорее будет подглядывать логин и пароль, а старый смотреть, где что плохо лежит. Но и те, и другие будут радостно получать различные откаты.
А о методах борьбы с этим воровством мы уже говорили ранее: учет, контроль и правильное стимулирование".
Засим заканчиваю.
Искренне Ваша, Наталия Морозова.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru