Выпуск 404. Наталия Морозова. Друзья, магнолии и зарплата работающего собственника
Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книг "Об "упрощенке" за рюмкой чая" и "О финансах легко и непринужденно". Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Проходит время, и хочется подвести итог. С 2012 года я провела 10 бизнес-лагерей "Эффективное управление финансами". Количество участников все увеличивалось, достигнув своего пика в феврале 2017 года, в Дагомысе. Мой перфекционизм боролся с желанием повысить рентабельность лагеря. Перфекционизм победил. Я поставила максимум - 25 человек. Набор закрылся на этой цифре. Именно столько участников и было. Приехали собственники и руководители бизнеса от Благовещенска до Кингисеппа. Все очень яркие, имеющие смелость вести бизнес в России. И программу они освоили великолепно, и день отдыха мы провели ярко и насыщенно: кто-то поехал в Салох-аул любоваться прекрасными видами, посетить монастырь и купить потрясающего чая на чайной фабрике, кто-то на Красную поляну кататься на горных лыжах и развлекаться в парке аттракционов. В общем, сдружились и расставались почти (а кто-то и буквально) плача.
Так получилось, что за 5 лет сформировался некий закрытый клуб, куда зовут только тех, кто стал своим. Почему? Потому что эти люди не только знают многое из "жизни финансов", но и мы с ними уже не чужие. А это важно, т.к. я даю информацию различной степени конфиденциальности. Например, на эту "Встречу друзей" в Дагомысе (21-23 апреля) приедет человек, который будет говорить очень серьезные вещи о технических аспектах IT-безопасности. Его первый вопрос был о том, хорошо ли знаю людей, которые приедут. "Вопрос, конечно, интересный..."
Когда меня просят за кого-то поручиться, я сразу вспоминаю ситуацию, которую видела у одного из клиентов. В кабинет заходит очень лояльный сотрудник, который проработал более 10 лет. Много пройдено. расставаться жалко, но за окном кризис, сокращения, к сожалению, неизбежны. И этот лояльный сотрудник говорит: "Или вы выплачиваете мне столько-то, или я вот это несу в налоговую и трудовую инспекцию". И вытаскивает бумажку, которая оказывается справкой для получения кредита в банке. С реальными доходами. За подписью главного бухгалтера и печатью организации. У собственников был шок. Ведь думали, что человека знают хорошо. А самое ироничное, что за пару дней до этого я убеждала их финансового директора, что такие справки давать не надо. И убедила собственников в своей правоте. Но поздно...
Итак, я не могу дать голову на отсечение за лояльность каждого из тех, кто приедет на "Встречу друзей", но я общалась с этими людьми неделю и, как мне кажется, неплохо их узнала. И доверяю им.
А если говорить о второй части "Встречи друзей", а это "Показатели эффективности бизнеса", то она будет чужда тем, кто не знает, как считаются EBITDA, рентабельность или ликвидность. Люди, прошедшие бизнес-лагеря «Эффективное управление финансами», знают не просто формулы, а смысл всех этих понятий. Ведь каждый начинал с азов финансового учета, сам, порой матерясь, писал проводки, составлял балансы и "отчеты от прибылях и убытках". Каждое непонятное раньше слово обрело смысл. Теперь можно и новой информации подкинуть.
Итак, приглашаю участников прошлых лагерей на "Встречу друзей" в солнечный Дагомыс. Я лично по солнцу истосковалась. Сегодня (28 марта) шёл снег, и не просто шёл, метель настоящая. Меня очень радует, что в Дагомысе я буду не только работать, но и купаться в бассейнах, гулять у моря и вдыхать запах цветущих магнолий.
А тех, кто еще не в нашем клубе, но кому интересно разобраться в финансах и научиться ими эффективно управлять, зову на Оку, в Тарусу. С 16 по 22 июня.
До 31 марта - первоначальная цена. Потом - повышение. Все подробности здесь.
Да, еще сообщение, напоследок: осталось место для участия представителей одной компании в практикуме "Налоговая безопасность и проверки в компании" (6 апреля). О противных законах, действующих в 2017 году писать мне сейчас не хочется. Лучше о финансах.
***
Из моей книги "О финансах легко и непринужденно"
Глава XIV
Зарплата работающего собственника
У меня есть любимый вопрос к предпринимателям-руководителям: «Вы в управленческом учете в полном объеме зарплату себе начисляете?»
Все отвечают: «Да, конечно, мы же на карточку ее перечисляем».
Но я не отстаю: «А сколько бы получал в месяц наемный сотрудник вашей квалификации, если бы вы остались только учредителем, больше не руководили компанией и отдыхали бы где-то в красивых местах? Столько же?»
Как правило, ответ отрицательный, за их официальную зарплату толкового руководителя не найдешь. Цифра разнится в разы, а иногда и на порядок.
И сразу же звучит встречный вопрос: «А зачем нам ее себе начислять, если мы потом дивиденды возьмем?»
Но давайте разберемся в том, что же происходит, когда руководитель-собственник не начисляет себе зарплату (в УУ, естественно).
А происходит следующее. Зарплата директора относится к косвенным расходам, которые уменьшают доходы компании. Если мы ее не начисляем, то тем самым завышаем прибыль компании, а этак же рентабельность и прочие показатели. То есть обманываем сами себя. А зачем?
Иногда мне говорят: «У нас просто нет сейчас денежных средств, чтобы выплатить себе эту зарплату». Нет так нет. Пусть не выплаченная вам зарплата висит в УУ как задолженность компании перед вами, или переведите эту задолженность в беспроцентный заем, который вы выдали родному предприятию. Появятся наличные – компания вам его вернет.
И финансовый результат работы организации не будет искажен! А это главное.
Но самое трагическое происходит, когда собственников несколько, работает из них только один и адекватная зарплата в УУ ему не начисляется.
История из практики. Как-то во время бизнес-лагеря на Угре сижу, завтракаю. Подходит Николай, предприниматель из Москвы, и говорит: «Вы вчера за пять минут спасли мне два миллиона рублей».
На мой немой вопрос ответил, что вчера был на моем мастер-классе и понял, что мой пассаж по поводу работающих руководителей, не начисляющих себе зарплату, – это как раз про него. Он руководит компанией один, а дивиденды делятся между тремя учредителями. Если он будет учитывать в расходах свою зарплату, то чистой прибыли для выплаты дивидендов практически не останется, но он – наконец-то! – перестанет чувствовать себя дискомфортно, работая много и профессионально и не получая за это достойного вознаграждения.
Искренне Ваша, Наталия Морозова
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru