Выпуск 426. Михаил Рыбаков. Бизнес-стратегия в России: есть ли смысл?
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 16.11.2017
Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме …
Сегодня – очередной фрагмент из моей новой книги, посвященной бизнес-стратегии. Он продолжает прошлый выпуск «Стратегия как путь. Точка А».
Точка Б. Куда хотим прийти?
Наилучший способ предсказать свое будущее
– это создать его.
А.Линкольн
Сомнения
Теперь (после определения точки А) хорошо бы понять, куда идти. Во многих компаниях осмысленного вектора развития нет.
То есть всем очевидно, что нужно зарабатывать деньги, расти численно и территориально. Это естественная, природная цель, которая есть у любого живого существа[1], она заложена в его инстинкты: выжить, максимально вырасти и размножиться. Но это базовый уровень, очевидный. Тем, кто находится на нем, стратегия вряд ли нужна.
В этой книге я показываю другой уровень управления – осознанный. Когда мы определяем направление движения, и потом следуем ему.
У многих возникают сомнения: а возможно ли это? Ведь мир меняется, причем с каждым годом все быстрее. Да и Россия наша идет странными путями, часто весьма далекими от здравого смысла. Какая стратегия? Тут бы день простоять, да ночь продержаться…
Все так. У нас есть несколько способов обходиться с неопределенностью и изменчивостью мира.
- Продолжать управлять ситуативно[2], с помощью чуйки – важного органа, который хорошо натренирован у любого успешного бизнесмена. К сожалению, чуйку нельзя тиражировать, поэтому первому лицу компании приходится принимать огромное количество решений, даже в выходные и в отпуске на Канарах. А иногда и чуйка дает сбои.
Так в одной девелоперской компании накопился большой банк земель, которые собственник скупал по случаю, соглашаясь на предложения партнеров по бизнесу и своих ближайших топов. Но далеко не каждая площадка пригодна для создания на ней хорошего квартала или другого объекта недвижимости. Огромные средства были заморожены в непригодной для развития земле.
В ходе работы с нами управленческая команда постепенно выработала бизнес-процесс оценки входящих предложений на покупку площадок и даже (о чудо!) постепенно стала его выполнять. Накупленные ранее земли постепенно распродают, хотя и не всегда с выгодой. Собственник вздохнул с облегчением: теперь ему не нужно тратить столько времени на личную оценку площадок с помощью своей чуйки, высвободилось много времени для более важных задач. Да и качество вложения средств существенно повысилось. - Осознанно вырабатывать курс, при этом быть гибким в следовании ему, время от времени пересматривать как цели бизнеса, так и путь, ведущий к их достижению.
По нашему опыту, хорошо обновлять свое понимание примерно раз в год на стратегической сессии управленческой команды.
Порой и чаще. В этом феврале этого года мы начали работать с крупным рекламным агентством. Компании более 20 лет, некоторые люди тут с основания, а многие свыше 10 лет. Видение будущего, которое команда создала на первой сессии, было весьма сырым – людям было непривычно думать над такими вопросами, было слишком много накопившихся противоречий, мешавших работе. В сентябре на поддерживающей сессии главный собственник попросил нас вернуться к этому вопросу. На этот раз вектор, обрисованный командой, был уже весьма зрелым и осознанным, обоснованным, проработка – глубокой. Удивительно, что за прошедшие полгода команда не смогла самостоятельно создать и принять согласованное видение, а на сессии сделала это за несколько часов.
Мне это напоминает путь по морю в большую волну, когда стихия пытается регулярно развернуть корабль, сбить с курса. Она на против вашего движения, ей по большому счету все равно, куда вы попадете. Более того, если корабль парусный, ветер помогает вам, раздувая паруса.
Если вы наметили цель путешествия и постоянно удерживаете корабль на курсе с поправкой на ветер, волну и течения, шансы достичь желанного берега весьма высоки. А если ситуативно бороться с каждой волной, все силы потратите впустую.
Что касается стратегии, я считаю, что
важен не столько итоговый документ, утвержденный советом директоров и собственником, сколько осознанная работа вашей команды над ней.
Документ нужен лишь для того, чтобы зафиксировать понимания и договоренности. (Аналогично с бизнес-процессами, и другими частями корпоративной архитектуры: я подробно описывал это в других книгах.) Иногда применяют термин «стратегирование» – чтобы показать, что работа со стратегией – процесс, длящийся во времени.
По нашему опыту, наиболее успешны организации, которые стратегией занимаются: по-настоящему, не для галочки.
Юлия Никишина, Инна Инюшкина, руководители монтессори-центра Земляне, Москва. После сессии с вами каждая бизнес-единица понимает свою часть стратегии, даже частушки про нее придумали, повесили на стену и часто их вспоминают. Мы перешли к планированию – пока на год вперед. Вот на стене план висит, а если в него что-то – даже самая светлая идея – не вошло, мы это не запускаем (почти никогда :)). Прежде набирали столько проектов, что не унести. Сейчас спокойно уезжаем отдыхать на пару недель, и там можем переключиться, нет необходимости постоянно быть на связи. Раньше сотрудники носились по коридорам, а по возвращении нас из отпуска облепляли со множеством вопросов, требующих решения. Теперь все спокойно: ученики набираются, мероприятия запускаются, учебный процесс идет. Кстати, мы постепенно сознаем себя коммерческой организацией – что имеем право зарабатывать деньги, а не только служить детям.
Еще пример. Компания ГринТриз – российский производитель искусственных елей и другого оборудования для новогодних праздников. На первой сессии идея работы с иностранными клиентами была далекой, почти нереальной. Тем не менее ее включили в видение – ведь экспорт дает большую стабильность, чем работа только на внутреннем рынке, да и период сейчас для этого благоприятный. Не прошло и двух лет, как несколько крупных иностранных компаний – мировых лидеров на рынке новогодней продукции – сами обратились с предложением разместить производство на их заводе в Подмосковье. Так выгоднее, и качество хорошее. Кстати, за те три года, что мы сотрудничаем, компания запустила еще два производства, помимо уличных елей – комнатные елки и световые конструкции. Все это на фоне кризиса, падения спроса и разорения многих конкурентов. Стратегия работает! Хотя есть ли формальный документ, я и не знаю – дело не в «бумажке».
Практическое задание 1. Какие у вас есть сомнения по поводу стратегического управления?
|
Первые 3 дня бизнес-лагеря для собственников и топов «Как навести порядок в своем бизнесе» (февраль-март, Дахаб, Египет) посвящены созданию стратегии. Вы сможете на практике разработать глубокую стратегию для своего бизнеса. С нашей помощью, в команде с другими участниками лагеря.
На днях очередное повышение цены участия. Успевайте оплатить на этой неделе. Приезжайте командой, чтобы потом говорить на одном языке, внедрить полученные знания и навыки.
Отзывы участников бизнес-лагеря
Светлана Бороденко, директор по развитию группы компаний «Монстера» (добыча полезных ископаемых, производство известняка, сельское хозяйство), Дубно, Украина
Бизнес-лагерь "Как навести порядок в своем бизнесе" Дахаб-2017.
Приехали сюда, на бизнес-лагерь Михаила Рыбакова, чтобы усовершенствовать свои процессы и управление. Присутствие здесь дало нам возможность понять новые методы отладки бизнес-процессов, правильного подхода к разработке их шагов. Уверена, что все это поможет нам в нашем бизнесе для того, чтобы он стал более эффективным. Такое желание присутствует у всех членов нашей команды, которые приехали сюда, и мы ждем того момента, когда мы начнем у себя что-то менять, что-то дорабатывать, что-то докручивать, чтобы результат от этого лагеря был внедрен в нашу компанию.
Бизнес-лагерь организован очень структурировано, нам предоставлена возможность совмещать учебу с отдыхом, хороший отель, хорошая погода, теплое море. Условия созданы для того, чтобы взять по-максимуму и потом по-максимуму можно будет у себя выложиться.
Советую всем, если есть такая возможность, участвовать в бизнес-лагере Михаила Рыбакова, потому что это человек, который сумел мысли топов и собственников соединить в одну систему и показать нам. Потому что все то, что нам известно, все то, что мы делаем - не систематизировано и не дает того результата, который должно дать. На лагере все уложилось в систему, и я думаю, что результат будет хороший. Спасибо!
Александра Филиппычева, собственник компании «Алекс Медиа», Дахаб, Египет
Бизнес-лагеря "Как навести порядок в своем бизнесе" Дахаб-2017 и Угра-2012.
Я уже второй раз принимаю участие в бизнес-лагере Михаила Рыбакова. Первый раз это было на Угре. И после реструктуризации мне удалось провести следующие 5 лет здесь, в Дахабе, при определенной форме удаленной работы, удаленного контроля компании в Москве. Сейчас хочется выходить на какой-то новый уровень. Снова я стала участником лагеря, и надеюсь, что возобновленные знания, вдохновение, которое здесь было, советы коллег, дадут возможность мне отладить все уже в некотором новом русле, масштабировать бизнес и сделать это успешно.
Большое спасибо команде Михаила и всем участникам, потому что одна из основных ценностей этого лагеря заключается в том, что участники щедро делятся друг с другом информацией, своим мнением, готовы подсказывать те решения, которые иногда в силу нашего видения мы не замечаем сами. Вот эта групповая работа была для меня ценна. И хочу пожелать всем, кто участвовал в этом лагере, чтобы их планы воплотились. Ну а тем, кто планирует сюда приезжать, чтобы у них все сложилось с этой поездкой. Спасибо!
___________________________________
[1] Я смотрю на организацию (компанию, страну и пр.) как на живое существо со своими целями и т.д.
[2] См., например, книгу Марка Розина – моего уважаемого коллеги, руководителя компании Экопси «Успех без стратегии. Технологии гибкого менеджмента». Я всегда за осознанный выбор и против фанатизма любого рода. Изучите разные мнения умных людей, сделайте свой выбор.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru