Анонсы - 2025

Выпуск 427. Михаил Рыбаков. Образ будущего в бизнесе

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 28.11.2017

Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".

Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме …

Я продолжаю работать над книгой по стратегии. Получается интересно, насыщенно методиками и живыми примерами из самых разных компаний. И это я еще не рассылал клиентам для комментариев – то ли еще будет!

Подпишитесь на меня в facebook – книга будет рождаться на ваших глазах ;)

Вот прошлый фрагмент, изучите его, чтобы понимать логику.

Итак, стратегия нужна, вектор развития бизнеса определять будем. Как это сделать?

Точку Б описывают через вИдение и цели.

Видение (вижн) – это образ, картинка будущего. Куда вам и команде действительно хочется прийти. Иначе у всех в голове – явно или нет – звучит вопрос: «На фига тратить силы?»

Вижн нужен для того, чтобы наметить, куда идем. Согласовать направление движения – чтобы всем вместе в одном направлении и с удовольствием, а не «лебедь раком щуку».

Затем полезно определить цели. Это уже более конкретная материя. Хорошо, если они четкие, измеримые, ограниченные во времени и пр. (например, по критерию SMART).

Часто спрашивают: «Если есть цели, зачем же еще и вижн»?

Отвечаю: в целях нет энергии, драйва. Ведь это холодные цифры, придуманные от ума, а не от чувств. Я много раз убеждался, что очень оригинальная идея собственников «увеличить оборот и/или прибыль в N раз» почти никого в компании не греет. Если честно, то даже самих собственников, не говоря уже о работниках.

Ну нет в этом никакой радости: просто раздуть компанию. Проблем и рисков много, упахаться всем нужно – а счастья нет. Вот потому и не бегут сотрудники вперед под таким флагом. И руководители не бегут. Потому что «не веселят шарики».

Нужны ли цели? Иногда. Хотя наш опыт показывает, что многие компании не готовы к серьезному использованию этого инструмента. Поговорим об этом чуть позже: в главе «Цели бизнеса».

Популярна теория, что у человека два полушария: правое отвечает за образы и интуицию, а левое – за логическое мышление. Хорошо, когда оба работают совместно. Так вот видение больше формируется в правом полушарии, а цели в левом.

  • Видение дает целостный образ и энергию, чтобы воплотить его в жизнь.
  • Цели – инструмент более тактический, они помогают просчитать реалистичность желаемого и определить необходимые ресурсы и т.д.

Образ будущего

Через четыре года здесь будет город-сад!
Владимир Маяковский

Вам предстоит договориться, каким будет бизнес через некоторое время. Как правило, высшее руководство компании укрупнено задает направление движения, но этого недостаточно. Есть разные уровня силы мысли:

  1. Размытый образ в голове у человека: очень слабо.
  2. Идея ясно сформулирована и записана: сильнее.
  3. Мысль высказана вслух, обсуждена в дискуссиях, доказана другим людям: еще сильнее.
  4. «Публичное обещание», высказанное вслух перед значимыми для вас людьми: максимальный эффект.

Часто в управленческой команде нет согласия даже между совладельцами, не говоря уже о других руководителях и рядовых работниках. Даже в таком важном вопросе, как направление развития компании. Каждый из собственников и топов занят своим направлением, а посмотреть на ситуацию сверху и заглянуть вперед – некогда.

Как создать вижн? Конечно, командой. Даже если у вас есть своя версия, не озвучивайте ее команде заранее. Если сделаете это – не оставите людям пространства для творчества, упустите возможные ценные идеи. А главное – вы навяжете свою картинку. Головами-то, конечно, покивают, но будут держать фигу в кармане и перемывать вам кости в курилках. Обычно у сотрудников много ценных идей, которые расширяют возможное будущее.

Для начала определите, на какой период хотите заглянуть вперед: обычно от 3 до 10 лет. Меньше нет смысла, больше – иногда можно, если хватит духу.

Хорошо, когда видение включает в себя:

  • Тезисы, выраженные точными короткими фразами. Они нужны для левого логического полушария.
  • Визуальный образ, картинка: метафора или схема того, какой вы видите компанию. Это для правого полушария.

Вижн должен быть:

  • Привлекательным, чтобы притягивал и воодушевлял вас и других людей. Чтобы в нем был кайф и энергия. Иначе какой смысл тратить свою жизнь на его достижение?
  • Реалистичным, обоснованным, чтобы и вы, и команда ясно понимали, что его можно достичь, если хорошо постараться. Не стоит заниматься маниловщиной. Видение – это не какая-то сказка, а ключевой документ, задающий вектор развития бизнеса. Найдите баланс между амбициями и реальными возможностями.
    Как-то нас пригласила провести сессию компания – производитель напольных деревянных покрытий, находившаяся в трудном положении: большие кредиты, которые росли год от года, многомесячная просрочка по заказам клиентов, большой процент брака и пр. На сессии они намечтали, что через три года компания откроет представительства на всех континентах мира. Когда мы сказали, что это не очень реально, на нас сильно обиделись – смотреть правде в глаза порой очень непросто. Кстати, сейчас они первые в России в своем сегменте рынка и… действительно экспортируют продукцию в Европу и США.
  • Конкретным, ясным, четким, а не просто набором лозунгов типа «мы лучшие». Я еще помню советские лозунги типа «Экономика должна быть экономной!» Увы, заклинания в бизнесе работают слабо.
  • Объемным, когда организация описана с разных сторон: рынок, команда, бизнес-архитектура, технологии, финансы, офис и т.д. У большинства из нас есть тот или иной перекос, профессиональная деформация, связанная с образованием и прошлым опытом. Мы видим мир и бизнес с какой-то привычной нам колокольни. Для получения объемной картинки хорошо пригласить для этой работы людей из разных подразделений, разного пола, возраста и опыта работы в вашей компании – каждый из них внесет что-то ценное.
  • В настоящем времени, как будто вы уже находитесь в нем. Это позволит вам погрузиться в будущее, прожить его. А вообще-то и притянуть. Ну или создать – как вам больше нравится. Главное, что это работает.

Меня часто спрашивают, насколько подробным должно быть видение, просят оценить плоды своего труда. На мой взгляд, если вижн вас зажигает и в целом соответствует критериям, описанным выше – он и есть правильный для вас. По объему это может быть страница или несколько строк. Главное – какие образы и силу вы в него вложили. Точную оценку «правильности» вам поставит только сама Жизнь.
 

Практическое задание 1. В команде создайте образ будущего своей компании.
Удобно делать это на флипчарте. Если команда большая, она делится на подгруппы. При обсуждении на общий круг собственники выступают после всех остальных команд.

О личном

Я считаю, что бизнес, работа – это важные части жизни, но не вся жизнь. Дело кормит человека, дает ему возможность самореализоваться и оставить после себя добрый след на Земле. С другой стороны, это инструмент, позволяющий нам достигать целей и жить так, как мы хотим.

Горе тому, для кого бизнес или работа по найму стали хозяином, а не слугой. Такой человек постепенно выгорает, белый свет ему уже не мил.

Поэтому важно создавать видение бизнеса, исходя из картинки своего личного будущего. Я подробно писал про это в книге «Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум»[1]. Здесь не буду повторяться, а лишь дам вам…
 

Практическое задание 2. Какой вы видите свою жизнь через несколько лет? Возьмите как минимум тот же период, что и для бизнеса. Как и где вы живете, чем занимаетесь?

На бизнес-лагере в Дахабе (Египет) вы сможете создать образ будущего своего бизнеса – с нашей помощью, в команде увлеченных бизнесменов, в теплой творческой обстановке. Групповой разум – мощнейшая штука, я уже много лет не перестаю этому удивляться. Команда помогает создать сильный образ, который потом воплощается в жизнь. Приезжайте с командой! Забронируйте места сейчас.

Отзыв участника бизнес-лагеря

Дмитрий Мазеин, совладелец и директор по развитию компании «Адванта Консалтинг» (разработка и внедрение ПО, консалтинг по постановке системы управления проектами), Екатеринбург
Бизнес-лагерь "Как навести порядок в своем бизнесе" Дахаб-2017


Наша компания занимается разработкой информационной системы управления проектами, внедрением системы и построением системного управления проектами. Мы наводим порядок не в бизнес-процессах, а в управлении проектами.

Компания растет очень быстро: за последние 4 года выросли в 8 раз. Сейчас поставили цель за ближайшие 3 года вырасти в 10 раз, поэтому стало понятно, что просто так такой большой рост не осуществить, нужны упорядоченные бизнес-процессы, необходимо, действительно, проработать качественно, до мелочей, все нюансы работы с клиентами: внедрение, разработки, чтобы мы могли действительно делать хороший продукт, предоставлять хороший сервис.

Я начал читать книгу Михаила Рыбакова. Увидел, что с одной стороны, очень понятные и простые вещи. С другой стороны, видна за каждым словом мудрость, которая идет от большого опыта внедрения в реальных компаниях этих методик. Сам я знаю тему бизнес-процессов, много раз описывал в разных компаниях как консультант и внутри компании. Но всегда было сложно остановиться, сложно выбрать оптимальный формат. У Михаила достаточно простая и понятная методика, и она работает. Это очень важно. И в ходе бизнес-лагеря я еще раз в этом убедился. Сам бизнес-лагерь помог прожить эти методики через работу в группах с коллегами из других компаний, через обсуждение этих методик с моими сотрудниками. Здесь я и мой партнер, плюс, два менеджера из нашей компании.

Рекомендую, кстати, ехать управленческой командой. Вы сможете зарядить всех едиными идеями, сможете сформировать общий язык и зарядиться на реализацию проекта формализации и структуризации процессов в компании. Это очень полезно.

Хороший формат бизнес-лагеря: и отдых, и учеба. Очень помогает, действительно, не перегрузить голову, дает время продумать те идеи, которые каждый день даются на тренинге. Очень лаконичный формат, очень рекомендую в этом формате участвовать. Будем эти методики использовать также в своих проектах, внедряя проектное управление у своих клиентов. Некоторые ноу-хау Михаила тоже используем, если он не будет против.

Рекомендую и книгу, и бизнес-лагерь, и реализовать наведение порядка в своем бизнесе. Уверен, что каждому из вас это даст что-то свое, но достаточно ценное.

___________________________________

[1] Глава 6 «Ваши личные цели и цели бизнеса» и глава 7 «Рост, развитие, эффективность и… счастье».

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 


Книжная полка

Угра-2013. Основной бизнес-лагерь.. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Мужик с воздушного шара обращается к мужику внизу:
- Эй, милейший, я опаздываю на срочную встречу и не знаю, куда меня
занесло! Не подскажете ли, где я нахожусь?
- Вы находитесь на воздушном шаре.
- А, опять программист…
- Да, а как вы догадались?
- Ответ ваш был столь же точен, сколь и бесполезен. Вот, теперь я из-за
вас опоздаю на встречу, на которой обещал точно быть.
- А вы, наверное, менеджер?
- Да, а как догадались вы?
- Ну, по целому ряду признаков. Вы не имеете ни малейшего понятия, где
находитесь, куда двигаетесь, и как вы сюда попали. На высоту вас поднял
пузырь, надутый воздухом. Вы даете обещания, которые не только не в
состоянии выполнить, но даже не знаете, как это вообще можно сделать.
При этом вы считаете, что те, кто находится ниже вас, обязаны выполнять
эти обещания за вас. И, наконец, после разговора со мной ваше положение
ничуть не изменилось, но теперь в этом почему-то виноват я.