Анонсы - 2025

Выпуск 440. Михаил Рыбаков. Тренды, угрозы и возможности

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 22.05.2018

Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".

Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме …

Очередной фрагмент из моей новой книги про стратегию. Прошлый фрагмент здесь.


В периоды коренных структурных преобразований выживают только лидеры перемен —
те, кто чутко улавливают тенденции изменений и мгновенно приспосабливаются к ним,
используя себе во благо открывающиеся возможности.
Питер Друкер

Предлагаю вам посмотреть, куда движется рынок и общество. Тренд – устойчивая тенденция, которая длится достаточно долго: допустим, год и более. Например:

  • Роль интернета в жизни людей и компаний растет с каждым годом. Этот большой тренд можно раскладывать на более мелкие, например, рост популярности смартфонов и мобильных приложений, широкое распространение соцсетей и пр.
  • Рост продолжительности жизни.
  • Снижение качество образования на пост-советском пространстве и пр.

Конечно, есть смысл вспоминать не все тренды, наблюдаемые в мире, а те, которые так или иначе влияют на ваш бизнес.

Каждый тренд содержит в себе как благоприятные возможности для него, так и угрозы.

Задача – распознать тренды. Затем определить возможности, спланировать, как вы ими воспользуетесь. А также выявить угрозы и разработать план, как вы их предотвратите или преодолеете последствия, если предотвратить не получится. В идеале – превратить угрозы в возможности.

Например, многие клиенты говорят нам о том, как трудно найти профессионалов. В том числе из-за того, что образование слабое: как ВУЗовское, так и среднеспециальное. MBA зачастую не лучше[1]. Содержит ли это угрозы вашей организации? Да, конечно! Есть в этом возможности? Есть, если суметь грамотно организовать набор сотрудников, а также создать систему обучения на своем предприятии[2].

Для меня работа с трендами чем-то напоминает задачу впередсмотрящего на корабле – увидеть впереди райские острова и коварные рифы. И организовать работу команды так, чтобы попасть на первые и избежать вторых.

А еще мне нравится метафора «тонкий лед». Представьте себе, что вы умеете ходить по нему, в то время как ваши конкуренты – нет: проваливаются в ледяную воду. Например, вы умеете хорошо работать с молодым поколением потребителей: независимым и требовательным. Это открывает перед вами много ценных возможностей.

Удобно использовать такую таблицу:

Тренд Возможности Угрозы
 
Описание

План действий

Описание

План действий

 
 
 
 
 
аа

Практическое задание 1. Соберитесь командой и проведите мозговой штурм: набросайте как можно больше трендов, которые так или иначе касаются вашего бизнеса. Для удобства их можно раскладывать на четыре группы, именуемые STEP[3]: социальные, технологические, экономические и политические. Берите как тренды вашего рынка и региона, так и смежных рынков, более передовых районов вашей страны и других стран. Зачастую тренды приходят из одних стран в другие, причем отставание с каждым годом все меньше благодаря глобализации, размыванию границ и современным способам распространения информации.

Из получившегося списка выберите самые важные для вас тренды.

Для каждого из них определите основные возможности и угрозы[4].

Спланируйте работу с ними.

Как это отразится на вашей стратегии?


Напоминаю, что основная польза не в выявлении фактов, а в решении, что вы будете с ними делать. Впрочем, работа над трендами сильно раздвигает горизонты вам и вашим людям. Именно поэтому я начал с этой темы главу с «продвинутыми» инструментами. Ко времени работы над ними важно, чтобы ваша команда была достаточно разогрета и объединена работой над предыдущими темами, иначе тема может «не полететь».

Приглашаю Вас принять участие в 17-ом бизнес-лагере для собственников и топов «Как навести порядок в бизнесе, оживить и вовлечь команду» в начале августа в Этномире под Калугой.

На практике проработаете стратегию своего бизнеса, его архитектуру, управление людьми и изменениями от А до Я.

Половина группы уже набрана – забронируйте места для себя и команды сейчас.

Программа, условия участия, отзывы, фотографии.

Отзыв участника бизнес-лагеря

Евгений Логвинов, совладелец компании «Авто-Газ-Сервис» (строительство), пос. Мостовской Краснодарского края.
Бизнес-лагерь "Как навести порядок в своем бизнесе" Дахаб-2017.

В компании штат 150 сотрудников. Занимаемся строительством промышленных зданий и сооружений, в основном работаем с государственными заказчиками.

В какой-то момент я задумался, что мой бизнес нуждается в структурировании, в помощи извне, потому что он расширился за короткий промежуток времени, и начался бардак в организации. Поискав информацию в Интернете, остановился на Михаиле Рыбакове. Мне понравился его подход, что бизнес – это нечто большее, чем просто зарабатывание денег. Это и часть жизни, и часть смысла жизни с целями и задачами. То есть, более широкое понятие.

Формат бизнес-лагеря очень понравился. Помимо учебы, здесь можно и отдохнуть, и пообщаться. Самое ценное, что я отсюда вынес - это общение с такими же людьми, как я, с такой же проблемой, как у меня. В лагере участвовали люди из разных бизнесов - собственники и директора, у которых и выше компетенция, чем у меня, у которых можно много чему поучиться. Поэтому рекомендую. Рекомендовать буду всем своим друзьям, потому что своими собственными силами можно очень долго стараться и сделать кучу ошибок, которые хоть и приведут к какому-то результату, но его можно достичь и гораздо быстрее и эффективнее.

Спасибо Михаилу, спасибо всей команде!

_______________________________________________

[1] См. п. в книге «Как навести порядок…».

[2] Подробнее – в пп. и книге «Порядок…».

[3] Social, Technological, Economical, Political.

[4] По сути работа с угрозами сродни управлению рисками. Я подробно описал его методы в п. «…» книги «Порядок…». Однако сейчас я редко применяю этот подход: во многих случаях он избыточен.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 


Книжная полка

Угра-2013. Основной бизнес-лагерь.. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Мужик с воздушного шара обращается к мужику внизу:
- Эй, милейший, я опаздываю на срочную встречу и не знаю, куда меня
занесло! Не подскажете ли, где я нахожусь?
- Вы находитесь на воздушном шаре.
- А, опять программист…
- Да, а как вы догадались?
- Ответ ваш был столь же точен, сколь и бесполезен. Вот, теперь я из-за
вас опоздаю на встречу, на которой обещал точно быть.
- А вы, наверное, менеджер?
- Да, а как догадались вы?
- Ну, по целому ряду признаков. Вы не имеете ни малейшего понятия, где
находитесь, куда двигаетесь, и как вы сюда попали. На высоту вас поднял
пузырь, надутый воздухом. Вы даете обещания, которые не только не в
состоянии выполнить, но даже не знаете, как это вообще можно сделать.
При этом вы считаете, что те, кто находится ниже вас, обязаны выполнять
эти обещания за вас. И, наконец, после разговора со мной ваше положение
ничуть не изменилось, но теперь в этом почему-то виноват я.