Выпуск 463. Михаил Рыбаков. Бизнес-система с открытым кодом
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 03.04.2019
Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме …
За последнюю неделю собственники двух компаний рассказали мне, что сами провели со своими командами сессии по моей третьей книге «Стратегия бизнеса». Результатами довольны – удалось вовлечь людей, проработать много вопросов.
Прислушиваюсь к себе – ощущения противоречивые.
С одной стороны, я рад, что книга удалась. А то я уж волновался: прошло несколько месяцев, откликов немного, продажи идут, но не так резво, как у прошлых книг (что неудивительно: стратегия – более сложная тема, чем бизнес-процессы).
С другой стороны, некоторая ревность: как это сессия – и без меня? :) Опасение: вдруг ошибутся, заблудятся. Как говорится, «мы в ответе за тех, кого приручили».
И тут ко мне пришло ясное осознание, инсайт.
В мире ИТ популярны программы с открытым кодом, open source. То есть разработчик выкладывает программный код в общий доступ. Чтобы другие могли его посмотреть, проанализировать. При необходимости – улучшить, доработать под свои нужды. Ну и изучить на предмет ошибок, скрытых ловушек и пр. Сейчас так развивается множество программных продуктов, например, apache и nginx – на этих серверах работают даже такие гиганты как facebook и amazon. А еще есть бесплатный open office (аналог microsoft office), браузер firefox, операционная система linux и многое, многое другое.
Так вот, наша система развития бизнеса – тоже «с открытым кодом». Я подробно описал ее в своих книгах и статьях. Методики изложены по шагам – бери и делай. Описаны не только сами алгоритмы, но и причины, почему есть смысл делать именно так. И даже философские основания.
Зачем я так открыто выкладываю всю информацию? Не рискую ли? Потерять клиентов – они же сделают сами. Получить множество конкурентов – они могут скопировать нас. И конечно, дать козыри критикам – куда же без них.
И правда, открытость встречается в консалтинге нечасто. Обычно наружу выставляют лишь фасад: красивые рекламные тексты, регалии консультантов, описания успешных проектов, отзывы счастливых клиентов. Остальное – за кадром. Методики – лишь за деньги или большие деньги. Ну или небольшие, если создают массовку из клиентов.
Зачем же я открываю все карты? Целей несколько.
- Во-первых, это дает возможность потенциальным клиентам познакомиться с нашим подходом. Подробно изучить его, попробовать на практике и, если все устраивает, принять осознанное решение о сотрудничестве. Это хорошо как клиентам, так и нам. Им позволяет избежать разочарований, нам – работать только с теми, кому система действительно подходит, кому мы близки по ценностям.
- Во-вторых, мы развиваем рынок. Некоторые из клиентов внедряют технологию сами: по описанию в книгах или статьях. Коллеги-консультанты интересуются, применяют в своей работе и создают нам сарафанное радио. Дают профессиональную обратную связь и идеи для развития методик.
- В-третьих, широкое распространение наших материалов автоматически закрепляет мое авторство. Теперь даже если кто и скопирует мысли (а это бывает нередко), первоисточник найти легко.
- Ну и, наконец, самое важное не опишешь словами. Я очень тщательно работаю над каждой книгой, подробно описываю все, что знаю по выбранной теме на тот период, делюсь опытом. И все же.
Что ценного помимо методик мы даем клиентам? На чем зарабатываем?
Нынче я считаю, что методика – это не главное. Она важна, и ее надо применять правильно. Это база, но не суть. Тело, но не разум и не душа.
Конечно, основной продукт – это живая работа глаза в глаза с управленческими командами организаций. Именно там происходит волшебство: «оживление» людей, их активное включение в бизнес компании. Руководители и ключевые сотрудники начинают лучше понимать, осознавать, что они делают и зачем, как работает бизнес и как его улучшить. В последние годы мы проводим также терапию команд, повышающую их здоровье как целостных организмов, способность развиваться и адаптироваться к меняющимся условиям рынка.
Это по книге точно не сделать. А чтобы научиться, нужно минимум лет 10 целенаправленного активного обучения и практики в разных областях: бизнес-методики, фасилитация и модерация, а также индивидуальная, групповая и организационная психотерапия.
Скопировать стиль и результаты такой работы тоже невозможно – они очень зависят от личности, ценностей, профессионального и жизненного опыта ведущего. Повторю: даже хорошо поняв и тщательно выполнив всю методику по шагам – самостоятельно или с другим ведущим – результат получится сильно иным. Я наблюдаю это каждый раз, когда приезжаю на поддерживающие сессии к клиентам, которые начинали сами.
То есть самим внедрять наши методики можно. Но вот тонкие настройки и глубокая трансформация организации – только при живой работе в полном контакте. Даже если хорошо освоить всю «матчасть», на серьезные уровни глубины возможно зайти только с внешней профессиональной поддержкой. Например, я много лет являюсь клиентом психотерапевта, хожу на супервизии – это очень помогает в жизни и работе. Хотя я сам специалист в этой сфере, многие вещи без внешней помощи сделать невозможно в принципе. Такая поддержка должна быть регулярной, системной, но не избыточной. Важно, чтобы организация вышла на новый уровень и смогла сама развиваться дальше, не впадала в вечную зависимость от консультантов.
Итак, для начала вы можете изучить мои книги-практикумы, проработать их. Если почувствуете, что вам близки подходы и ценности, пора переходить к практике. Начать лучше с участия собственников и топов:
- В бизнес-лагере «Как навести порядок в бизнесе, вовлечь и оживить команду» (под Калугой в конце июля - начале августа 2019 года). Изучение всей системы от А до Я на практике.
- Или в интенсиве «Стратегия бизнеса: как создать и внедрить ее в жизнь» (17-23 мая 2019 года, юг Турции). Глубокая работа над стратегией вашего действующего бизнеса или нового направления.
Там происходит не только обучение, но, что важнее – трансформация взглядов на бизнес и не только.
После этого небольшие компании внедряют полученные знания и навыки самостоятельно.
Средние (от 100 сотрудников) и крупные – приглашают нас для работы с расширенной командой (до 35 участников). Мы проводим стартовую 3-дневную стратегическую сессию, затем сопровождаем компанию в изменениях в режиме 2-дневных поддерживающих сессий раз в несколько месяцев. Между сессиями ваша команда делает основную работу по развитию бизнеса.
Впрочем, если вы уверены, что вам с нами по пути, а до бизнес-лагеря или интенсива еще далеко, можно начинать сразу со стратегической сессии.
Чтобы забронировать места для своей команды на открытом мероприятии или договориться о проведении сессии в вашей компании, пришлите заявку на info@mrybakov.ru с кратким описанием бизнеса, текущей ситуации и задач. Созвонимся, обсудим, договоримся о датах и месте проведения сессии.
До встречи!
Отзывы участников бизнес-лагерей
Денис Лазуков, г. Кингисепп. Собственник транспортной компании ЛИК (аренда специальной дорожной техники)
Бизнес-лагеря Угра-2014 и Этномир-2018
Я прохожу этот лагерь уже второй раз. Первый мой опыт прохождения лагеря был в 2014 году, когда наша компании была на стадии становления и развития. В этом году я прошел лагерь во второй раз, получил очередной глубокий вдох, посмотрел на ситуацию, на свой бизнес, на все происходящее сверху. Это была одна из основных целей моего участия в лагере. Поэтому и вам рекомендую приехать, попробовать, ощутить. За 10 дней по соотношению цены и качества вы получите достаточно разумный, внушительный инструментарий для управления своим бизнесом. Это я вам гарантирую, иначе я бы не приехал сюда второй раз.
Ну а в целом, здесь собираются очень гениальные, очень открытые, талантливые, а самое главное, искренние люди, которые делятся своим опытом, своими навыками, своими способностями, что тоже в нашей жизни бывает бесценно. Поэтому собирайтесь, приезжайте, не пожалеете!
Мегалинский Евгений, г. Новокузнецк. Совладелец компания «Аква» (поставка наносного оборудования из стран Европы)
Бизнес-лагерь Этномир-2018
Мы приехали сюда после прочтения книги Михаила Рыбакова «Как навести порядок в своем бизнесе», попытались внедрить несколько его рекомендаций в нашей компании. Возникло множество вопросов по внедрению, поэтому мы решили приехать. На большинство вопросов мы получили здесь ответы. Мы получили бесценный опыт работы в командах, когда мы рассматривали бизнесы совершенно из других сфер или мой бизнес рассматривали с другой стороны. Это расширило наш кругозор, это позволило понять все методики, которые предлагал Михаил Рыбаков в своих книгах и действительно помогло нам в дальнейшем продвинуться в решение задач, стоящих перед нашей компанией. Думаю, мы сможем успешно внедрить это все на практике, и это принесет планируемый результат.
Для тех, кто сомневается, приезжать сюда или нет, могу сказать, что такой бесценный опыт общения с разными сферами бизнеса, который получаете здесь, вы не сможете получить нигде больше.
Всем удачи!
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru