Анонсы - 2025

Выпуск 497. Наталия Морозова. Маржинальность и наценка. Нет, не братья-близнецы

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 20.04.2020

Morozova_Dahab.jpgНаталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книг "Об "упрощенке" за рюмкой чая" и "О финансах легко и непринужденно". Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме… 

Недавно, обучая директоров региональных подразделений очень крупной компании, я осознала, что реальные знания финансов необходимы топам еще и для того, чтобы объяснять правила, в частности, ценообразования подчиненным: РОПам (руководителям отдела продаж) или менеджерам по продажам.

Понятно, что "продажнику" надо продавать, и если клиент активно просит скидку, ему эту скидку хочется предоставить. При этом программа не разрешает менеджеру поставить скидку больше некой определенной величины, к примеру, 20% от наценки. Менеджер идет к руководителю и объясняет, почему надо сделать исключение и обойти запрет. Руководитель может просто ответить, что программа большую скидку давать не разрешает, такие ограничительные условия поставил финансовый директор. И все. Тогда идет возврат к фразе, на которую я реагирую резко и отрицательно. Фраза эта - "так машина считает". Я за автоматизацию, за то чтобы на программном уровне запретить предоставление завышенных скидок, однако весь мой личный опыт показывает, что люди, которые на здравый вопрос: "Почему?" - получают внятный ответ, приносят компании больше прибыли, чем люди, которые удовлетворяются ответом "так правильно" и легко работают без понимания. А для того чтобы ответить на вопросы подчиненных, руководителю самому надо понимать, как формируется себестоимость товара, какова структура прибыли в компании. Да и просто на вопрос: "Как рассчитывается маржинальность?" или "Чем наценка отличается от маржи?" - могут внятно и доступно ответить.

Вроде бы элементарные вопросы, но для интереса попробуйте задать их своим менеджерам.

Думаю, что вариантов ответов будет много :).

Давайте разберемся подробнее. Предположим, у нас самый распространенный вариант, когда себестоимость товара в торговой компании определяется как закупочная цена товара у поставщика плюс расходы, связанные с доставкой товара от поставщика: транспортные, таможенные и т.д.

Итак, наценка – это сумма, добавляемая к себестоимости.

Выручка - цена продажи товара.

Маржа, она же маржинальная прибыль - часть выручки за вычетом себестоимости.

Введем обозначения: В - Выручка, С - Себестоимость, Н - Наценка, М - Маржа.

Повторюсь, наценка – это сумма, добавляемая к себестоимости. Наценка отвечает на вопрос: "Сколько прибыли мы накрутили на себестоимость?"

В = С + Н.

А что же маржа?

Маржа равна "выручка минус себестоимость" и отвечает на вопрос "Сколько прибыли находится в выручке?"

В = С + М

Как видно из вышеприведенных формул, в абсолютном (числовом) выражении маржа и наценка равны.

Но вот в процентном соотношении ситуация абсолютно другая.

Может ли быть наценка больше себестоимости? Да, легко.

А маржа в %, которая носит гордое название "маржинальность"?

Может ли маржинальность быть больше 100%? Нет, конечно нет, ведь часть чего-либо не может быть больше целого :).

Для примера.

Пусть себестоимость товара - 10 000 руб, выручка - 12 000 руб.

Тогда наценка и маржа (в числовом выражении) будут равны 12 000-10 000=2 000 руб.

А в процентах:

Разница, согласитесь, чувствуется.

Кстати, ничего не напоминает? Правильно.

Вы пишете, что продаете товар за 10 000 рублей плюс НДС 20%.

И продаете товар за 12 000.

Или же вы пишете, что продажная стоимость того же товара составляет 12 000 рублей. Как рассчитать НДС? Правильно, 12000*0,1667.

По логике, приведенной выше. Только вместо себестоимости будет фигурировать стоимость товара без НДС, в роли маржи (наценки) выступает НДС, а в роли выручки - продажная стоимость товара с НДС.

Короче, если есть желание не только интуитивно понимать, но и уметь объяснить, что и как происходит в компании с точки зрения финансов, присоединяйтесь к  онлайн-курсу "Эффективное управление финансами в период кризиса". Программа здесь. Программа очень насыщенная, группа собралась сильная, и народ хороший, я лично предвкушаю радость общения на следующей встрече. Еще можно присоединиться к группе, начиная со второго занятия, которое начнется 21 апреля 2020 в 17:00 по Мск, написав мне на адрес nnmorozova.com@gmail.com. Продолжительность занятия - 3 часа, стоимость - 3000 рублей. С 22 апреля набор в группу закрывается.

Всем здоровья и хорошего настроения,
искренне Ваша, Наталия Морозова.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 

Книжная полка

Дахабская жизнь. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Мужик с воздушного шара обращается к мужику внизу:
- Эй, милейший, я опаздываю на срочную встречу и не знаю, куда меня
занесло! Не подскажете ли, где я нахожусь?
- Вы находитесь на воздушном шаре.
- А, опять программист…
- Да, а как вы догадались?
- Ответ ваш был столь же точен, сколь и бесполезен. Вот, теперь я из-за
вас опоздаю на встречу, на которой обещал точно быть.
- А вы, наверное, менеджер?
- Да, а как догадались вы?
- Ну, по целому ряду признаков. Вы не имеете ни малейшего понятия, где
находитесь, куда двигаетесь, и как вы сюда попали. На высоту вас поднял
пузырь, надутый воздухом. Вы даете обещания, которые не только не в
состоянии выполнить, но даже не знаете, как это вообще можно сделать.
При этом вы считаете, что те, кто находится ниже вас, обязаны выполнять
эти обещания за вас. И, наконец, после разговора со мной ваше положение
ничуть не изменилось, но теперь в этом почему-то виноват я.