Выпуск 525. Михаил Рыбаков, Ольга Пайвина. Кто участвует в сессии?
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 13.04.2023
Михаил Рыбаков - организационный терапевт, бизнес-консультант, ведущий стратегических сессий, психолог и супервизор (гештальт-подход). Основатель команды «Михаил Рыбаков и Партнеры».
Ольга Пайвина – организационный терапевт, бизнес-консультант, модератор командных сессий, психолог и супервизор (гештальт-подход).
Сегодня - очередной фрагмент из книги «Развитие живой компании. Практикум по организационной терапии в гештальт-подходе».
От того, то участвует в сессии, во многом зависит ее продуктивность и результат. Ответ будет разным в зависимости от компании, количества сотрудников, задач сессии и пр.
Рекомендуем подробно проговаривать с консультантом количество и состав участников еще на стадии подготовки. Компании надо заранее организовать полноценное участие всех, кого решили пригласить. Чтобы во время сессии они вдруг не оказались в командировке или отпуске, чтобы не пришлось уезжать с середины мероприятия.
На сессию с расширенной командой мы рекомендуем приглашать от 15 до 30 человек – ключевых людей организации. Обязательно участвует вся управленческая команда верхнего уровня: собственники, наемные топ-менеджеры и руководители среднего звена. Иногда – ведущие специалисты, даже если у них нет сотрудников в подчинении, но от них многое зависит в компании (например, юрист, закупщик, специалист по логистике и т. п.).
Очень важно пригласить тех, кто хотя и не занимает руководящей должности, является неформальным лидером в коллективе – ведь на его мнение в дальнейшем будут ориентироваться другие сотрудники. Это относится в том числе к авторитетным бригадирам, рабочим и пр. Без их поддержки изменения вязнут. Пусть они будут за перемены, а не против.
Даже если сотрудник не ключевой, но активный и разумный, стремится улучшать бизнес – зовите, такие люди очень важны.
Если компания крупная, то даже всех руководителей на сессию не пригласишь. Тогда приходится выбирать, кого позвать, а кого нет. Важно соблюдать баланс – чтобы участвовали представители разных подразделений и направлений, не только руководители, например, коммерческого отдела («а логистику решили не звать»).
Если компания территориально распределенная, имеет филиалы в разных городах, хорошо, чтобы руководители этих филиалов тоже приняли участие в сессии. По крайней мере, тех филиалов, которые имеют отношение к ее задачам.
Нередко на сессию приглашают сотрудника, который лишь недавно пришел в компанию или только собирается выходить на работу, особенно если это руководитель. На сессии он узнаёт о компании столько, сколько может не узнать и за год обычной работы. Ну и для команды он становится гораздо более понятным: за несколько дней, проведенных в глубокой совместной работе, можно познакомиться куда глубже, чем в ежедневной текучке. Вы сможете глубже рассмотреть новичка, а он – компанию. Чтобы потом не было разочарований.
Звать ли на сессию тех, кто не очень хочет туда ехать, сомневается в полезности мероприятия и вообще противник перемен? Если этот человек важен для бизнеса, от него зависят многие решения, он планирует продолжать работать в компании – однозначно звать! Особенно если он пользуется авторитетом среди коллег. Альтернативные лидеры становятся скептиками и пессимистами по разным причинам. Им кажется, что в команде их не слышат, не принимают их мнение, не ценят их заслуги. Такие люди зачастую болеют душой за компанию, очень лояльны. Но перегорели при многократных попытках что-то изменить – больше не верят, что это возможно. На сессии, при грамотном ее проведении, их настроение порой меняется радикально. Хотя поначалу они могут выражать свое недоверие, обесценивать саму идею сессии, проверять ведущих «на прочность». Важно давать такому участнику место проявиться и возможность быть услышанным, при этом ведущему – сохранять устойчивость.
Если по поводу кого-то Заказчик сомневается, приглашать ли его на сессию – лучше пусть приглашает. У нас не раз бывало такое, что мы предварительно подробно обсуждали с собственником, кого брать, а перед самым началом во время живой встречи с ним вдруг узнавали, что кого-то значимого для бизнеса он почему-то не взял: «забыл», или человек для него сложный, или тот отпросился, или… Мы ясно понимали: этот участник важен на сессии – собственнику приходилось экстренно организовывать его доставку :).
С другой стороны, чем больше группа по количеству людей, тем медленнее она движется вперед, развивается. Прежде нам случалось работать с командами в 40 и более человек, но по мере нашего углубления в терапевтический подход мы стали ограничивать размер групп ради глубины работы.
Важно взять на сессию всех, кто нужен, и при этом не звать лишних людей – тех, кому развитие бизнеса не интересно, кого нет шансов вовлечь, сотрудников совсем уж рядовых должностей (водители, уборщицы и т.п.). Жаль, когда многие участники пассивно молчат всю сессию, кто-то шушукается с соседом или сидит в смартфоне – эти люди становятся балластом для активной части команды. Каждая компания ищет свой разумный баланс по составу и количеству участников.
Практическое задание
В вашей компании кого бы вы пригласили на сессию? Почему именно этих людей? А кого… забыли?
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru