Выпуск 527. Наталия Морозова. Доверяй, но проверяй
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 25.05.2023
Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книг "Об "упрощенке" за рюмкой чая" и "О финансах легко и непринужденно". Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Для чего собственнику разбираться в финансах? Прежде всего, для того чтобы иметь возможность увидеть реальную картину своего бизнеса. И не верить просто на слово, не умея проверить данные, которые дает финансовый директор (главный бухгалтер). Ниже история из моей практики.
"Я хорошо разбираюсь в своих продуктах, знаю как правильно продавать, изучил маркетинг. Думал, ну хотя бы в финансах можно я не буду разбираться, ведь для этого есть специально обученные люди, которым я плачу приличные деньги?! Оказалось, что нет…"
Так говорил мне собственник, которого долго и крупно обманывали исполнительный директор и главный бухгалтер (последняя ушла в отпуск и не вернулась…).
За время моей работы в консалте (боже, уже 11 лет, до этого 20 лет - финансовый директор) я слышу подобные истории регулярно.
И да, мне хочется об этом не просто говорить, кричать: "Собственники уделите немного времени, чтобы узнать, как работают финансы, научитесь их контролировать. Нет, вам не надо становиться финансистами, вам надо только знать, как контролировать последних. И нужно иметь приборную доску для управления бизнесом - грамотный управленческий учет. А чтобы быть уверенным, что данные управленческого учета корректны, надо понимать как этот самый управленческий учет построен, по каким правилам, а для этого опять-таки необходимо разобраться в финансах.
Управленческий учет не должен быть "черным ящиком", из которого каким-то образом берутся цифры. Надо иметь понятный собственнику управленческий учет. Такой, показателям которого можно доверять, а не брать на веру.
Собственно, что произошло у человека, которого я цитировала в начале. Исполнительный директор премировался от операционной прибыли бизнеса, которую каким-то образом рассчитывал финансовый директор (он же главбух). Премии у исполнительного директора были хорошими.
И деньги на счетах были. В общем, не компания - сказка. Когда главбух ушла в отпуск и не вернулась, выяснилось, что положение компании совсем не радужное: и прибыль небольшая, и с живыми деньгами проблема. А на счетах деньги были только из-за того, что главбух сдавала декларации, а налоги не перечисляла. Итог: главбух пропала, исполнительный директор уволился и уехал, государство хочет 20 000 000 рублей. По словам собственника, если бы он знал, что сдаются декларации с такими суммами, он бы платил налоги, а не вкладывал деньги в развитие компании, с этим можно было бы подождать.
Именно в этой ситуации он позвал меня провести стратсессию по постановке управленческого учета, в которой участвовали 10 руководителей и был полностью расписан алгоритм управленческого учета, создана учетная политика для управленческого учета. Сейчас идет автоматизация. Процесс не быстрый. Но теперь собственник будет точно знать, что цифрам из программы можно верить. Он будет следить за сигнальными показателями, и принимать решения с учетом последних
Заканчивая этот крик души, вам, собственники и руководители, искренне рекомендую разобраться с финансами.
И еще, не забывайте смотреть акты сверки с налоговой ежемесячно. Запросить такой акт (через систему электронной сдачи отчетности) вашему бухгалтеру - 1 минута. Через пару дней ответ придет, и вы убедитесь, что все хорошо, задолженностей (и ненужных переплат) нет. И бухгалтерия будет знать, что вы человек любознательный, и сюрприза в 20 миллионов долга перед государством точно не будет.
Отзывы участников интенсива "50 шагов постановки грамотного управленческого учета"
Курс управленческого учета помог нашей команде понять творческие регламенты настройки точного управления финансами компании. Интенсив построен на удобном для усвоения балансе теоретической и практической работы. Каждый день приносил нам полезные озарения и рабочие коэффициенты, которыми мы сразу могли оценить собственную деятельность. Третий день посвящен аналитике и взаимосвязи между рабочими и сигнальными показателями. Курс рекомендую всем руководителям и собственникам, он дал нам больше , чем мы ожидали. Спасибо Наталье Николаевне и Андрею Александровичу, вы сделали нас цифрее, точнее, сильнее и эффективнее!
Иван Румянцев, Москва
Решив посетить интенсив, планировал получить хотя бы поверхностные знания, но с первых дней с интересом погрузился в тему финансов в разных видах отчетности, и к окончанию третьего дня множество данных в балансах перестали казаться просто цифрами и пришло понимание процессов, происходящих в компании. Спасибо Наталии Николаевне за изложение такой трудной темы доступным и простым языком, знания буквально прилипают и остаются в сознании, образуя четкое понимание правильного построения бизнеса.
Пётр Бондарев, Москва
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru