Анонсы - 2017

Выпуск 295. Михаил Рыбаков. От бардака к системе: как обойти грабли

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 30.09.2014

MR_Ugra.jpgМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". 

Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

Когда руководитель решает выстроить систему в своем бизнесе, он сталкивается с различными трудностями. Как и человек, решивший управлять своим временем, жизнью и судьбой.

В этой статье – практический опыт того, как это бывает. А также рекомендации: как предотвратить значительную часть проблем и решить оставшиеся. Вы сможете избежать множества граблей, которыми обильно усыпан этот путь.

Статья написана про бизнес, однако эти рекомендации применимы и к личной жизни.

***

Как вы знаете, я делю развитие бизнеса на 3 этапа:

  • Спонтанный (бардак)
  • Система
  • Саморазвитие (подробнее: www.mrybakov.ru).

Мы часто спрашиваем бизнесменов и управленцев, на какой стадии находится их компания и чего они хотят. Большинство отмечают, что сейчас бардак (в большей или меньшей степени), а хотят перейти в систему. Многие говорят, что зачатки системы уже есть: отдельные регламенты, схема оргструктуры (часто устаревшая и противоречивая), какие-то компьютерные программы и т.п.

А хотят такую систему, которая будет работать, как швейцарские часы, без необходимости активного вмешательства собственника в оперативное управление.

Как и любой идеал, он недостижим в полной мере. Но к нему можно сильно приблизиться: много живых примеров. Есть и четкий проверенный путь.

Но для многих он понятен лишь в теории. Примерно как учебник по карате или камасутре: картинки увлекательные, но в жизни не все так гладко. Особенно у тех, кто пытается заниматься только по книжке.

Путь к системности (и вообще любые изменения) лежит через сопротивление. Всех: от рядовых работников до руководителей подразделений и даже самих собственников бизнеса. Причины этого я подробно описал здесь.

А сейчас – ответ на вопрос: «Что же делать?».

  • Твердо решите идти вперед до результатов
  • Вовлекайте людей
  • Следуйте естественным законам (не плюйте против ветра)
  • Не пытайтесь формализовать все
  • Переходите к системе постепенно
  • Стройте систему под себя. Избегайте слепого копирования и покупки готовых решений «под ключ»
  • Продумывайте – тестируйте – внедряйте
  • Делайте все правильно.

Практическое задание. На какой стадии находится ваш бизнес? Что вы сделали, чтобы перейти к системе и саморазвитию компании? Что получилось?
Если хотите, опишите свою ситуацию и пришлите нам – обсудим, что и как можно сделать.


Твердо решите идти вперед до результатов

За прошедшие годы я пришел к выводу, что единственное условие, необходимое для успешного наведения порядка в бизнесетвердое намерение собственника дойти до цели (как говорил Кастанеда – несгибаемое намерение). Все остальное приложится. Можно начинать с очень низкого уровня: недостаточные и нестабильные продажи, плохое качество, рентабельность «плюс-минус-ноль», слабая команда и т.д.

Можно повысить качество, поднять продажи, вовлечь и научить команду (и заменить тех, кто не захочет). Но только при условии, что у вас – собственника бизнеса – хватит на это упорства.

Как говорится, энтропия (хаос) возрастает самопроизвольно, и только воля человека может этому противостоять.

Строить и внедрять систему будут люди из вашей команды. Не вы лично. Но вот волевым центром этой работы можете быть только вы.

Потому что системный успешный бизнес по-настоящему нужен только вам.

То же самое – в спорте, тайм-менеджменте, в переходе к здоровому образу жизни и пр. Законы и принципы везде одни и те же.

Поэтому перед началом проекта убедитесь, что вы настроены серьезно.

А если у вас в бизнесе есть совладельцы, договоритесь с ними. Убедитесь, что у вас одинаковые взгляды, и намерение дойти до результатов.

По нашему опыту, часто это бывает не так, даже если соучредители владеют этим бизнесом уже много лет. Изучите статью «Согласие в бизнесе».

В последнее время мы все чаще перед сессией с управленческой командой компании дополнительно проводим предварительную сессию с ее собственниками – чтобы сначала пришли к согласию они. И к команде выходили уже с согласованной общей позицией.

А если такой единой позиции у них нет, у подчиненных это вызывает стресс, недоумение и естественное пожелание: «Вы там сами сначала разберитесь, чего хотите, а потом от нас требуйте».

Это как в семье, где у родителей (и бабушек с дедушкам) разные подходы к воспитанию – ребенок вырастает с множеством неврозов. Потом они серьезно осложняют человеку жизнь долгие годы (их можно исправить, работая с хорошим психологом).

Вовлекайте людей

«Человеческий фактор» - то самое, обо что рассыпается большинство благих идей бизнесменов и руководителей.

Вы можете придумать красивые бизнес-процессы, оргструктуру и т.д. Но если люди не будут все это грамотно и с желанием использовать, само оно работать никогда не станет.

На компьютер можно установить новую программу. И если она написана хорошо, она точно работает. С организациями не так.

Организация – не машина, а скорее живой организм.

Его невозможно силой заставить что-то делать.

Можно пробовать. Можно требовать, давить и угрожать. Применять кнуты и пряники. Но

Человек и компания делают только то, что хотят. И так, как это им выгодно.

Из-под палки тоже делают. Но плохо и ненадежно. Стараясь при каждой возможности начать делать что-то свое и по-своему.

В авторитарно управляемых организациях сотрудники начинают лениться и/или воровать, как только «надсмотрщик» ослабляет контроль. В школах с суровой дисциплиной подростки начинают «отрываться», как только появляется возможность.

Потому что они – против системы. А система против них.

В связи с этим,

Задача руководителя – сделать так,
чтобы люди САМИ захотели делать то, что нужно вам
.

А точнее – максимально совместить цели всех участников команды
и понимание того, как к ним прийти.

Как вовлекать людей? Я много раз писал об этом. Ключевой формат работы – стратегическая сессия с командой руководителей компании. Обычно нужна стартовая сессия и несколько поддерживающих. Наша задача как консультантов – запустить маховик развития бизнеса, чтобы он продолжал крутиться без нашего участия.

Вы не только получаете результаты по конкретным бизнес-задачам. Главное – ваши люди сильно вовлекаются в развитие компании. Обучаются работать в новом для себя эффективном формате. В то же время происходит проработка множества проблем: как явных, так и скрытых, но от этого не менее важных. Проблем по бизнесу, конфликтов между людьми и подразделениями.
Подробнее про страт-сессии смотрите в этой статье и ссылках из нее.

К сожалению, других способов грамотно запустить развитие бизнеса и вовлечь людей я не встречал. А вот примеров, когда руководители компании хотели сделать все сами «на коленках», изменения провалились, а команда разочаровалась – очень много.

Следуйте естественным законам (не плюйте против ветра)

Системы делятся на естественные (природные) и искусственные.

  • Естественные живут и развиваются сами, без внешних воздействий. Например, река течет, дерево растет. Животные размножаются, живут, постепенно все лучше приспосабливаясь к окружающей среде.
  • А вот искусственные сами долго не живут. Машина без водителя врежется в ближайший столб или бампер соседа. Организация без управления довольно быстро развалится.

Почему?

Потому что природная система живет сама по себе – это стремление заложено в ней изначально.

Противоречия разрешаются. Например, когда на какой-то территории становится слишком много оленей (или зайцев), вскоре увеличивается количество волков и иных хищников. Волки поедают оленей, а когда пищи для хищников становится мало, их количество тоже постепенно уменьшается. Такой цикл периодически повторяется, если в него не вмешиваться. В природе равновесие всегда восстанавливается благодаря механизмам, выработанным за миллионы лет.

А вот система искусственная существует только благодаря воле ее создателя и тех, кого он нанял для ее поддержания и развития. Благодаря правилам и усилиям по контролю их выполнения.

В искусственной системе много напряжений и противоречий, которые подавляют волевыми управленческими воздействиями (см. статью «Внутреннее напряжение. Как от него избавиться»).

Идеал – создавать такие системы,
которые максимально близки к естественным, природным.

Например:

  • Люди делают то, что им близко (по душе)
  • Их работа организована максимально удобным и эффективным способом
  • Чем лучше они работают, тем больше получают материальных и иных благ
  • Система построена так, что в ней все по максимуму удовлетворяют свои потребности: владельцы и работники, клиенты и поставщики (см. статью «Соответствие требованиям»).

Собственно, это и есть задача руководителя – строить максимально жизнеспособную и эффективную систему. Чем ближе она к законам природы (Дао), тем лучше работает и дольше живет. Приносит радость всем, кто с ней связан.

Пожалуй, именно это и есть суть нашей консалтинговой работы с бизнесами, их владельцами и руководителями (см. статью «Как стать целостным»). Все остальное – лишь инструменты.

Не плюйте против ветра. Пусть лучше он работает на вас.
 

Практическое задание. Какой у вас опыт построения системы в бизнесе? Что удалось, что нет?
Если хотите, опишите свою ситуацию и пришлите нам – обсудим, что и как можно сделать.

Продолжение статьи >>>

Как навести порядок в своем бизнесе:

  • Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
  • Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
    Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
    Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми.
  • Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.

Отзывы:

Елена Манжос, совладелец сети салонов МТС, г. Омск, бизнес-лагерь "Как навести порядок в своем бизнесе Дахаб-2014"
"У нас сеть салонов МТС. Штат сотрудников около 30 человек. Дахаб мне очень понравился. Очень красивая природа здесь, море шикарное. Люди приветливые.
Лагерь очень понравился, так как много полезного я отсюда вынесу и начну сразу действовать по приезду в город. Очень много полезного, касающегося моей работы, как управленца. Насчет наших сотрудников. Много методов, инструментов, которые будем внедрять в нашей работе.
Познакомилась со многими интересными людьми, с которыми надеюсь на дальнейшую дружбу. Люди все замечательные, приветливые. Будем общаться. Михаил предложил участвовать в стартовых сессиях, которые будут очень полезны для нашего бизнеса.
Сам Михаил тоже очень впечатлил, человек позитивный, знающий не только в области продаж, но и тонкий психолог. Для меня это открытие, что может дать совет в разных областях, не только в сфере продаж, но и в сфере жизни. Команда его тоже меня очень впечатлила. Екатерина Козырева, Виктор Лучков — сильные профессионалы в своем деле, у которых можно взять совет по многим интересующим вас вопросам. А также в команде участников я тоже выделила людей, с которыми я буду поддерживать отношения, у которых можно попросить различные советы. Как они вообще будут внедрять в свой бизнес основные процессы и.т.п.
Спасибо всем. Спасибо команде Михаила Рыбакова и всем участникам!"

Рекомендуемые материалы:

Будьте счастливы!

Винница – Москва – Подмосковье,
19-29.09.2014

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

   

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners 

 

Комментировать:

Книжная полка

Бизнес-лагерь "Как создать новый успешный бизнес Угра-2014". Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
- Представляешь, я живу только тем, что забочусь о своем муже. Не позволяю ему пить, курить, берегу его же здоровье. Чтобы не нервничал понапрасну, опять же ради его здоровья, не даю смотреть бокс, футбол, хоккей. Не позволяю нигде задерживаться, чтобы не сбить режим питания. И за питанием тоже слежу, чтоб не испортил желудок: ничего жареного, соленого, маринованного, копченого, пряного, острого. Ну все, все для него. А эта скотина, вместо благодарности, хочет со мной развестись.