Выпуск 481. Наталия Морозова. Все сожрал проклятый хомяк. Или поговорим о косвенных расходах
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 29.08.2019
Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книг "Об "упрощенке" за рюмкой чая" и "О финансах легко и непринужденно". Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Приближается 16-й бизнес-лагере "Эффективное управление финансами - Дагомыс-2019 ". На нем будет много интересного и полезного. При этом для нефинансистов понятного.
В частности, мы распишем 47 шагов постановки управленческого учета в компании. Подробная программа здесь.
И с тем, как формируется прибыль и из-за чего возникают кассовые разрывы, разберемся.
Всем, кому интересно, приезжайте. Группа небольшая, не больше 25 человек. Работа интенсивная, и отдых отличный.
Но продолжу тему расходов и видов прибыли, начатую в прошлой статье (и в VII главе моей книги “О финансах легко и непринужденно” тоже).
«Косвенные, они же накладные, расходы – это все остальные расходы, необходимые для осуществления производственной или торговой деятельности. Они не относятся напрямую на себестоимость каждого конкретного продукта, выпускаемого предприятием, или на себестоимость проданного товара.
Это и зарплата административно-управленческого персонала (АУП), и взносы с зарплаты АУП, и арендные платежи, и общехозяйственные расходы, и налоги, и расходы на рекламу и многое, многое другое.
Помните термодинамику? Энтропия (степень неупорядоченности) увеличивается самопроизвольно.
Так вот и косвенные расходы непрерывно стремятся вырасти.
Из-за их буйного роста разорились сотни тысяч компаний. Это же так понятно, что если дела идут неплохо, то хочется и офис иметь поприличней, и секретаршу потолковей, и компьютер помощнее. Да еще сотрудники офиса настойчиво намекают на увеличение зарплат, так как на рынке труда их знания и опыт уже выросли в цене. И если специалистам в узкой области найти другую работу не очень просто, то для хороших менеджеров, программистов, бухгалтеров и т. д. есть огромный простор для выбора места работы.
Проблема. Но она решаема. За динамикой роста (падения) доходов, прямых и косвенных расходов надо следить. В компании, в которой я отработала много лет, руководство сдерживает косвенные расходы твердой рукой. Одно из главных правил, которых мы придерживаемся при управлении финансами, следующее:
Темпы роста расходов не должны превышать темпов роста доходов. И при этом темпы роста косвенных расходов не должны превышать темпов роста прямых.
Глава VIII
Виды прибыли. И ЕВIТDA туда же
Что такое прибыль? Логично, что это доходы (выручка, реализация) минус расходы.
Но расходы-то, как мы выяснили в двух предыдущих главах, бывают разными.
Воспользуемся примером из главы V и каждый из приведенных в нем расходов охарактеризуем уже двумя параметрами (указав, прямой он или косвенный, переменный или постоянный).
Дано:
Рассматриваемый промежуток времени: 1 месяц.
За этот период было реализовано (отгружено) 50 столов. Продажная стоимость одного стола – 10 000 рублей.
Какие расходы будут прямыми переменными?
Правильно, расходы на материалы и сдельную зарплату рабочего.
На один стол идут материалы, стоимость которых составляет 3 000 рублей,
сдельная оплата рабочего (вместе со взносами с нее) составляет 2 000 рублей за сборку одного стола.
Итого переменные расходы на производство одного реализованного стола составили 5 000 рублей. А 50 столов – 250 000 соответственно.
Выручка (Реализация, Доход) минус прямые переменные расходы = маржинальная прибыль (она же нежно любимая предпринимателями маржа).
В нашем примере маржинальная прибыль равна 50 × 10 000 – 250 000 =500 000 – 250 000 = 250 000 (рублей).
Распишем остальные расходы за рассматриваемый период (месяц):
Постоянные прямые расходы, рублей |
|
Амортизация оборудования |
39 000 |
Инструменты (малоценка) |
3 000 |
Зарплата мастера (с налогами) |
25 000 |
Постоянная часть зарплаты рабочего (с налогами) |
10 000 |
Аренда производственных помещений |
10 000 |
|
|
Постоянные косвенные расходы, рублей |
|
Зарплата директора (с налогами) |
52 000 |
Аренда офисных помещений и складов |
20 000 |
Расходы на продвижение |
50 000 |
Содержание офиса |
2 000 |
Если уменьшить маржинальную прибыль на постоянные прямые расходы, то мы получим производственную прибыль.
Задача: Посчитайте производственную прибыль в данной задаче.
Итак, производственная прибыль за месяц равна 163 000 рублей.
Но, как мы знаем, расходы бывают не только прямыми, но и косвенными.
Производственная прибыль минус косвенные расходы – это операционная прибыль.
Задача: Посчитайте производственную прибыль в данной задаче».
Продолжение следует…
Искренне Ваша, Наталия Морозова.
P.S. Я все еще в Тивате, сижу на берегу моря, новую книгу пишу. И категорически не хочу писать о налоговых проверках, о судах, которые невозможно выиграть, о суммах, которые предлагается доплатить в случае разрывов по НДС, хотя поставщик был проверен и никаких признаков неблагонадежности выявлено не было... И обо многом другом, что портит мое солнечное настроение. Но скоро я вернусь в Москву и 20 сентября проведу свой однодневный Практикум «Налоговая безопасность и проверки в компании». Практикум, в котором, как всегда будут вести с полей сражений и конфиденциальная информация. В связи с чем, практикум традиционно будет кулуарным (участники, не более чем из 10 компаний). Группа набирается быстро. Если хотите испортить настроение, но стать более защищенными, присоединяйтесь.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru