Анонсы - 2024

Выпуск 252. Михаил Рыбаков. Трудная судьба бизнес-процессов в России

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 04.12.2013

Михаил Рыбаков.jpgМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

Напомню, что бизнес-процесс - это четкий зафиксированный письменно алгоритм выполнения некой деятельности: поиск клиента, выполнение заказа и т.д.

Вроде бы идея процессов давно известна, преимущества - понятны. Опишите, как Вы работаете, добейтесь четкого исполнения процессов, совершенствуйте их - и получите массу выгод. Вот лишь некоторые:

  • Повышение прозрачности бизнеса для руководителей и его управляемости, возможность его осмысленно совершенствовать (скорость, качество, себестоимость и т.п.).
  • Снижение рисков: увода клиентов, потери технологий при увольнении ключевых сотрудников и пр.
  • Снижение зависимости от персонала: от "звезд", от нерадивых сотрудников. При хорошо проработанной технологии выполнения работ проще найти сотрудников (не нужны сверх-умные), новички легче и быстрее начинают выдавать нужный компании результат.
  • Высвобождение времени и сил на развитие бизнеса и вообще жизнь.
  • Повышение качества работ, а значит – репутации на рынке.
  • И в конечном итоге – рост прибыли и устойчивости компании.

Про бизнес-процессы написана куча книг, их изучают в ВУЗах и на MBA. Однако успешных внедрений в России крайне мало (до начала нашей работы).

Более того, мы все чаще сталкиваемся с компаниями, которые уже пытались внедрить процессы, но у них это не получилось. Часто попытки были связаны с внедрением системы менеджмента качества на основе стандарта ISO-9001 и/или какой-либо информационной системы. Порой таких попыток было уже несколько, и все провальные.

Причины разные:

  • Зачастую - формальное отношение к "написанию бумажек". Это точно не работает.
  • Слабое понимание процессного подхода - увы, на постсоветском пространстве его действительно понимают и умеют использовать лишь единицы. Большинство книг отражают очень слабое понимание авторами. Увы, то же относится и к большинству преподавателей ВУЗов и MBA. От некачественных книг и плохой учебы вреда больше, чем пользы.
    Простейший пример: большинство авторов не понимают важности того, что почти все процессы в компаниях - сквозные. То есть проходят через несколько подразделений и должностей, и большинство проблем происходят на стыках. А они предлагают описывать: процессы отдела продаж, процессы департамента производства, процессы службы персонала и пр.
    Это не просто не полезно - вредно, т.к. усиливает проблемы и "замораживает" их!
    Неудивительно, что кривое использование даже сильной технологии дает отрицательные результаты.
  • У большинства консультантов, исошников и айтишников нет навыков работы с людьми, вовлечения их в изменения. Компетенция таких "специалистов" заканчивается на написании документов и/или программировании. А то, что без грамотного внедрения в разум и души людей, все это пустое - кто ж об этом думает?
  • Процессный подход помогает выстроить эффективную работу в компании по горизонтали: между сотрудниками и подразделениями. А это в корне противоречит традиционному для России и сопредельных стран авторитарному подходу: "Я начальник, ты дурак".

Итог - полнейшее разочарование руководителей и сотрудников в самой идее.

В большинстве случаев нам удается преодолеть неверие людей, хотя бывают и особо запущенные случаи.

Зато если удается - это совершенно иной уровень:

Илья Евстрин, генеральный директор ГК «Промышленные технологии», Рязань

Михаил, привет!

Читаю я твои рассылки и понимаю, что давненько не подавал тебе обратной связи))

А сижу я довольный как слон и любуюсь тем, что в компании происходит. В частности, тем, во что у нас бизнес-процессы постепенно превращаются… Для примера присылаю пару файликов - нравится, аж распирает)) А еще больше нравится, что все это и многое другое работает в жизни!

Одно из наших направлений, которое было единственным действующим в тот момент, когда мы к тебе впервые обратились, недавно поставил себе цель перевести в состоянии самоподдержания и саморазвития. А себя и самых сильных членов команды к 4 кварталу следующего года полностью переключить на открытие производства и развитие направления … . Сделать для этого осталось не так уж и много - достроить маркетинг как регулярную систему, сделать еще один шаг в структуризации управленческого учета и на финише сделать небольшие изменения в оргструктуре. А система рабочих групп, штаба и стратсессий позволит дошлифовывать и улучшать постепенно все остальное на основе существующего скелета.

Не так давно вернулся из путешествия по Европе - объехал за рулем все Альпы, отметил свое 30-летие на формуле 1, проехал несколько кругов по трассе гран-при Монако. В общей сложности намотал по горам 5000 км, а на работе меня не было три недели, это новый рекорд! И за это время был только один срочный звонок с работы, плюс по несколько часов в неделю (в свободное время) по Элме принимал проекты и согласовывал заявки. В общем, прогресс ощущаю.

Спасибо, Михаил!

9.10.2013

Как развивать свой бизнес?

Есть разные пути:

1. Можно на все забить, и оставить как есть. Тоже путь, и многие выбирают его: как правило, неосознанно.

Но жизнь не стоит на месте, рынок развивается. У нас есть масса живых примеров, когда вчерашние гиганты рынка "вдруг" обрушивались со своих глиняных ног.

Конечно, руководители любого бизнеса пытаются что-то делать. Но зачастую в таких «пассивных компаниях» зерна разума тонут в демагогии и попытках сохранить свой статус (всеми: от собственника до линейного руководителя) при управленческом бессилии.

Особенно часто это встречается в государственных структурах. Но, увы, и в частных компаниях – тоже. Ведь их основатели и руководители когда-то учились на примерах своих боссов – с совковым мышлением и опытом.

Эти проблемы можно вылечить. Но только при целенаправленном развитии - как бизнеса, так и его управленцев.

2. Можно набивать шишки самостоятельно. Благородно, но уж больно долго и дорого. Да и синяки на лбах от собранных граблей заживают долго.

3. Можно уповать на учебу, например:

  • Пройти MBA. Увы, шаблоны, которыми там забивают мозг, не сильно помогают на практике.
  • Бегать по всевозможным тренингам – от продаж до тайм-менеджмента и тимбилдинга. Весело, но серьезного долгосрочного результата не дает.
  • Покупать всевозможные инфо-продукты. Дешево, но крайне бестолково.

 4. Можно повестись на сладкие обещания "волшебных таблеток", которыми пестрит сейчас рынок. Система продаж для вашей компании под ключ за пару месяцев и 3-5 миллионов рублей (в зависимости от толщины вашего кошелька). Готовый набор документов (регламентов, должностных инструкций, и даже схем мотивации), подходящий для любой (да-да, так даже в названии продукта сказано) торговой компании. ИТ-система, которая волшебным образом победит бардак, царящий в бизнесе доверчивого клиента. И многие другие чудеса…

5. Можно написать множество разрозненных регламентов и наиздавать приказов. Создать документацию по стандарту ИСО-9001. Внедрить новейшую чудо-ИТ-систему.
Увы, все это пустое - без серьезных изменений в головах Вас и Ваших сотрудников. И даже вредит, т.к. на тратит Ваши ресурсы и на несколько лет создает у Вас ложное ощущение, что все хорошо.

Мы уже много лет помогаем клиентам пройти четкий путь - навести порядок в своем бизнесе

Вот его подробное описание. Мое выступление на нашей 3-ей конференции с 250 владельцами бизнеса и топами в 2012 году: http://youtu.be/LOYa4vUX474.

Его плюс в том, что он работает.

Минус - в том, что наводить порядок в бизнесе придется Вам. Как спортсмену, который тренируется сам - под руководством опытного тренера (не путайте с бизнес-тренером).

Мы обучаем технологиям, помогаем адаптировать их под специфику бизнеса клиентов. Предупреждаем о разбросанных тут и там граблях. Вдохновляем команду и даем "волшебный пендель" руководителям и лично собственнику.

Но работать за Вас не будем. Потому что это не принесло бы Вам пользы.

На изменения нужно время. И особую компетенцию "управление изменениями"- крайне редкую на наших просторах.

Мы работаем с Вами и Вашей управленческой командой в режиме стратегических / рабочих сессий и помогаем грамотно организовать самостоятельную работу между сессиями.

Преимущества просты и очевидны:

  • Бизнес-результаты, очевидные для собственника
  • Экономия (сил, времени, денег) по сравнению с путем проб и ошибок
  • Стартовая сессия показывает команде: «Пути назад нет!»
  • Поддержка в ходе изменений
  • Вовлечение команды, драйв
  • Тренировка работы в новом режиме: люди думают и договариваются
  • Оздоровление психологической обстановки в компании
  • Оценка команды, грамотная расстановка людей по ролям и позициям
  • Рост компетенции – команды в целом, а не только отдельных людей. Обучение на реальных задачах Вашего бизнеса

Киев – Винница – Подмосковье, ноябрь-декабрь-2013

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 

Книжная полка

Дахаб-2015. Основной. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Сколько ни приводила жена домой любовников, сколько ни прятала их в шкаф и под кровать, а муж из командировки так и не вернулся.