Выпуск 374. Наталия Морозова. Причины финансовых потерь собственников. Часть 3
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 14.07.2016
Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книг "Об "упрощенке" за рюмкой чая" и "О финансах легко и непринужденно". Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
А теперь вернемся к актуальной теме. В начале этой статьи я постаралась классифицировать все виды финансовых потерь. Получилась матрица, которую мой муж немедленно окрестил "Окно Морозовой".
Продолжаем рассматривать источники потерь (начало см. в первой и второй частях этой статьи):
I. Посторонние.
2.2 Партнеры по бизнесу - контрагенты-покупатели.
2.2.2 Денежные средства теряются из-за ошибок в документах
- документ подписан неустановленным лицом;
История из моей практики. Мой клиент (ставший другом) занимается ландшафтным дизайном. Он несколько лет успешно сотрудничал с неким Заказчиком. Все проекты принимала менеджер Заказчика Ковалева Н.И., ставя на проекте отметку о принятии, дату и свою подпись. На мои сентенции, что нужна копия доверенности (приказа) от лица компании на право Ковалевой принимать работу, друг возмущался: "Да от меня все клиенты разбегутся, если я буду к ним с такой ерундой приставать!"
Однажды оплата вовремя не пришла. Заказчик молчал, а спустя месяц заявил, что проект его не устроил, и денег можно не ждать. Переговоры успеха не принесли.
Был нанят адвокат, который оценил шансы на победу как высокие, т.к. договор был составлен грамотный.
И вот настал день "Ч". Заседание суда. Юрист Ответчика говорит, что Ковалева Н.И. никогда не работала в их компании, что подтверждается штатными расписаниями за несколько лет (копии прилагаются).
Все. Шах и мат. Убыток - 400 000 рублей плюс расходы на услуги адвоката и государственную пошлину.
Проверяйте, пожалуйста, полномочия тех, кто подписывает документы со стороны Заказчика (Покупателя)!
- покупатель отказывается забирать товар
История из моей практики. Покупатель отказывается вывозить со склада оплаченный товар. Посмотрели договор. В нем ничего не сказано о сроках получения товара и о штрафных санкциях за несвоевременный вывоз этого товара. Товар занимает треть склада. И нет никакой гарантии того, что покупатель не заявит через год, что готов забрать товар, да только срок годности этого товара уже истек, а значит, нужно будет или возвращать деньги, или заказывать товар по новой.
- четко не прописано условие, когда работа считается выполненной, несмотря на то, что акт со стороны Заказчика не подписан.
Нередки ситуации, когда заказчик принимает результаты работ, а акт не подписывает. Поэтому в договор надо включить пункт, который сможет Исполнителя обезопасить, например, такой: "В случае непоступления в трехдневный срок после передачи результатов работ мотивированных претензий, акт приемки-сдачи выполненных работ считается подписанным со стороны Заказчика".
Примеров можно добавлять много.
Подытоживая тему не до конца продуманных договоров, хочу попросить:
"Пожалуйста, обратите внимание на договоры, которые вы подписываете с контрагентами!"
Мне кажется разумным один раз разработать несколько стандартных договоров, которые будут правильными и максимально продуманными. И далее пытаться подписывать именно их. Понятно, что зачастую Покупатель хочет подписывать свой типовой договор. Не беда. Главное - знать те важные для вас условия, которые в договоре должны быть отражены. Тогда человек, отвечающий за проверку договоров, будет знать, на что обратить внимание. Он будет проверять наличие важных для вас положений в договорах контрагентов, и в случае их отсутствия - пытаться их добавить. В случае неудачной попытки, вы будете знать о тех потенциальных рисках, которые у вас есть при работе по данному договору и будете иметь их в виду, принимая те или иные управленческие решения.
- не подписана спецификация;
История из моей практики. Клиент занимается импортом продукции из Испании. Товар специфический, привозится строго под заказ. Один из его покупателей - крупный и очень надежный. С ним подписан рамочный договор, который ежегодно пролонгируется. Каждая поставка оформляется отдельной спецификацией, являющейся неотъемлемой частью договора.
В одно прекрасное утро Покупатель сделал заявку на один конкретный товар, стоимостью 200 000 евро со словами, что надо срочно. Срочно настолько, что коммерческий директор не стал заморачиваться подписанием Спецификации, а все свои силы бросил на то, чтобы данный товар попал в уже практически сформированный заказ - фуру, отъезжающую в сторону России.
Фура пришла. Товар был растаможен. Сборы, пошлины и импортный НДС уплачены. А вот покупатель принять и оплатить товар отказался.
Пока товар шел из Испании в Россию, у покупателя сменилось руководство. Новое руководство решило, что данный товар ему не нужен.
В суд идти не с чем. Спецификации, подписанной и пропечатанной с обеих сторон нет. Почти три года товар лежит на складе, занимая место.
А ведь он не только место занимает, он является еще и одной из причин кассовых разрывов, т.к. в нем зависли "живые деньги".
Кстати, обо всех причинах возникновения кассовых разрывов мы будем говорить на бизнес-лагере "Эффективное управление финансами".
Лагерь реально очень полезный (отзывы участников тому подтверждение). На нем будет возможность за два дня овладеть знаниями основ финансов, которые мне в институте давали два семестра (да так, что скулы от скуки сводило).
А в остальные 4 дня вы будете находить точку безубыточности и вырабатывать методы борьбы с кассовыми разрывами (предварительно узнав причины их возникновения). Будете изучать алгоритм постановки управленческого учета и применять эти знания в практических заданиях. Будете строить финансовые модели компаний, предварительно узнав как и зачем это делать. Узнаете, как не дать себя обмануть. И многое-многое другое.
Я щедро поделюсь своими знаниями и опытом, который нарабатывала более двадцати лет. Мне не жалко.
Искренне Ваша, Наталия Морозова.
P.S. А помимо интенсивной учебы будет отдых (два часа в обед и полностью четвертый день).
*****
Как выстроить эффективную систему управления финансами?
- Для начала изучите наши материалы по этой теме.
- Прочитайте книги Наталии Морозовой: "О финансах легко и непринужденно" и "Об "упрощенке" за рюмкой чая".
- Участвуйте в бизнес-лагере "Эффективное управление финансами" (7 дней, проходит дважды в год на выезде).
- Участвуйте в практикуме "Налоговая безопасность и проверки в компании" (1 день, проходит ежеквартально в Москве)
- Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru