Анонсы - 2024

Выпуск 406. Михаил Рыбаков. Как оживить компанию: организационная терапия

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 11.05.2017

Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". 

Пожалуй, все бесчисленные подходы к управлению можно поделить на две большие группы.

  • Приверженцы одной считают, что организация – это механизм, а люди в нем шестеренки. Их нестабильность, настроения и всякие «дурацкие» желания – вынужденное зло. Заменить бы всех людей компьютерами и станками – да жаль, пока не всегда получается.
  • Сторонники второй считают, что именно живые люди – основа успеха компании.

Сейчас дюже популярны книги про жесткий менеджмент, эксплуатацию подчиненных, всевозможные тренинги на эту тему. Это и неудивительно: роботами и рабами управлять проще, чем свободными людьми. При этом огромный потенциал остается не раскрытым: из микроскопа молоток получается плохонький.

Не знаю, как у подобных гуру и их учеников обстоят дела со сном, аппетитом и кармой. Полагаю, они считают это неважным. Главное – цель: большая и волосатая. А уж «за ценой не постоим».

До поры до времени. Ведь мысли материальны. А в авторитарно управляемых компаниях сотрудники редко думают про босса что-то хорошее. Даже если делают «ку» и натужно улыбаются на совещаниях.

Я тоже там был. С тоской приходил на работу в понедельник. Отбывал повинность, сидя на работе допоздна и решая чужие задачи. Гробил здоровье.

В какой-то момент моя душа и организм сказали: «Все, хватит!» Глаза болели и отказывались видеть монитор, а мозги – думать над задачами, которые изначально были мало кому нужны. С тех пор я начал искать способ помочь организациям стать… пожалуй, более разумными, более осмысленными. Не такими, как те, на которые я потратил несколько лет своей жизни.

К 2010 году родилась система «наведение порядка в бизнесе». Первая ее версия была довольно механистической. Мне казалось, что достаточно выстроить по уму процессы, оргструктуру, показатели и т.д. Что естественно для выходца из ИТ.

Результаты были – мы до сих пор общаемся со многими клиентами той поры. Однако совсем не такие яркие, как я хотел.

Система обламывалась о людей!

То есть они – работники, руководители и даже (о ужас!) – собственники предприятий не хотели становиться бездушными винтиками. Загонять себя в прокрустово ложе процессов, регламентов и инструкций. Отказываться от своих привычек и стиля управления, сложившихся за долгие годы. Жертвовать собой и удобством ради «светлого будущего».

Я расстраивался, не спал ночей, искал новые подходы. Перегорал не раз и не два.

Решение постепенно нашлось. Пришлось глубже понять и прочувствовать людей, сильно глубже. Получить еще два высших образования после первого: экономист-системотехник. Следующее – психолог, а третье – личный, групповой и организационный психотерапевт. Фактически я изменил себя, свои взгляды и личность.

Менялся и подход к работе. Вместо сухого и четкого тайминга – а-ля бизнес-тренинги – мы стали видеть реальные потребности и боли группы, следовать за ними.

Несколько лет ушло на то, чтобы научиться совмещать:

  • системность, структурность с одной стороны и
  • работу с управленческой командой в тонком слое: межличностных взаимодействий и внутренней мотивации людей. Когда сотрудники действительно понимают, чего хотят, и рады делать это. По-настоящему, для себя, а не для барина, подачку дающего. Людям с компанией по пути.

Последние несколько лет мы работали в такой манере – но как будто стесняясь этого. То есть: «Мы бизнес-систему помогаем отлаживать. Ну и шаманим чуть-чуть» :) Что-то незримое улучшается в атмосфере, у людей глаза загораются, в компанию верить начинают, друг с другом наконец-то сотрудничать, на работу ходят с удовольствием. Снижается потребность в алкоголе для снятия стрессов. Некоторые переходят на здоровый образ жизни: спорт, йога и т.д.

Фактически мы делали этакую партизанскую психотерапию команды.

Что это значит? По-моему, все просто. Определение:

Организационная психотерапия – это помощь управленческой команде компании в том, чтобы она поняла свои настоящие потребности, сформулировала цели, и смогла их лучше достигать. То есть:

а) вообще достигать и
б) делать это эффективнее.

То есть организация становится более здоровой и жизнеспособной, позволяет лучше удовлетворять потребности ее собственников, клиентов, сотрудников, партнеров и т.д.

Не хочу хвастаться, но результаты с каждым месяцем радуют меня все больше.

Работа идет параллельно в нескольких слоях:

  1. отладка системы,
  2. оздоровление взаимодействий, человеческих отношений и корпоративной культуры,
  3. если нужно – индивидуальная работа с ключевыми людьми (коучинг, консультирование, терапия).

Иначе происходят перекосы, например:

  • Получается мертворожденная система, которая не соответствует целям и культуре организации. Система, в которой люди не хотят и/или не могут работать. Так часто бывает, когда с компанией работают консультанты – сторонники жестких, технократических подходов. Я подробно писал про это в прошлой статье «Почему бизнес-система не работает. Избавление от иллюзий».
  • Или команда становится дружной (особенно на тренингах), но делу это помогает слабо, а порой и вредит. Такое случается, когда с компанией работают психологи, далекие от бизнеса.
    Алкогольные корпоративы тоже мало помогают делу – скорее вредят.
  • Собственники и топы, которые годами тащат компанию на своей энергии, рано или поздно сильно выгорают: к нам часто обращаются в таком состоянии.
    Я за баланс между делом и свободой: смотрите фильм «От карьеры к свободе».

Итак, работая с организацией, мы постоянно соблюдаем баланс. Держим в фокусе внимания интересы собственника, а также здоровье компании и ее команды. Здоровье текущее и долгосрочное. Мы сеем семена, которые продолжают расти спустя годы.

Несколько месяцев назад я вдруг понял, что управленческая команда компании для меня – это долгосрочная терапевтическая группа. С которой мы работаем:

  • Методически
  • Психологически.

3-дневная стартовая сессия запускает изменения, а 2-дневные поддерживающие (примерно раз в квартал) помогают людям их проходить.

Раз от раза команда становится все более взрослой и осознанной. Наконец-то собственники и топы могут выйти из текучки и заняться стратегическим управлением!

***

Я рад, что удалось связать системный подход и психотерапию, облечь это понимание в слова.

Теперь можно проводить
организационную терапию (бизнес-терапию)
более явно.

Вам отзывается? Пишите, мне важна обратная связь.

Вы можете:

  • Пригласить нас в свою компанию для работы с вашей бизнес-системой и командой. Пишите на info@mrybakov.ru – обсудим Вашу ситуацию и задачи, договоримся о датах первой сессии.
  • Подготовиться, на практике изучить технологию в бизнес-лагере для собственников и топов «Как навести порядок в бизнесе», который пройдет 26 июля – 5 августа в Этномире (между Москвой и Калугой). Участие в лагере топ-команды сильно повышает эффективность дальнейшей работы с вашей компанией. Лагерь пройдет в 15-ый раз. Провожу я, Михаил Рыбаков вместе с партнером и супругой Ольгой Пайвиной.
    До 14 мая – самая добрая цена, успевайте забронировать места для своей команды. Обычно они заканчиваются примерно за месяц до начала.

Отзывы участника бизнес-лагеря Дахаб-2017

Денис Базин, управляющий партнер и директор компании «Адванта», Екатеринбург.

Мы занимаемся внедрением информационной системы управления проектами. И сейчас всей нашей командой проходим обучение в лагере Михаила Рыбакова в Дахабе.

Наша компания в последние годы очень быстро растет. Мы удваиваемся, утраиваемся каждый год, и мы столкнулись с определенным кризисом. Заметили, что наше дальнейшее расширение стало не таким эффективным, как было раньше. И поставили задачу четче проработать нашу бизнес-модель и понять, каким образом оптимизировать бизнес-процессы. 

С точки зрения результатов, которые я получил, могу отметить три основных. Первый – это ясность в части постановки и своих личных целей, и целей компании. На этом лагере удалось сформулировать видение развития компании на ближайшие пять лет. Это амбициозный план, и здесь получилось достаточно хорошо его представить и сформулировать. Второй результат, который мы получили - это технология описания и проработки бизнес-процессов. И здесь главный плюс в том, что мы поехали большой командой. Мы нашли общее понимание наших процессов, увидели разрывы и поняли, что нужно менять. Очень важно, что это была совместная работа, в ходе которой мы сформировали общую картину. Третий, тоже очень важный результат, - это погружение в естественную среду, совмещение отдыха на природе с интенсивной работой на лагере. И, опять же, это командная работа, это чувство общего плеча и общее понимание тех целей, к которым мы будем идти. Спасибо!

До встречи!

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 


Книжная полка

Угра-2012. Основной бизнес-лагерь. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Все меньше глупостей мы делаем с годами, но качество при этом их растет!