Анонсы - 2024

Выпуск 494. Наталия Морозова. Прибыль и уважение

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 23.01.2020 и 30.01.2020

Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книг "Об "упрощенке" за рюмкой чая" и "О финансах легко и непринужденно". Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме… 

В прошлом феврале я проводила первый Бизнес-лагерь «Владельческий контроль финансов», аналогичный тому, который пройдет с 23 по 29 февраля 2020 года в Дагомысе (Сочи).  Лагерь реально очень полезный, программа здесь, отзывы участников прошлого лагеря - здесь. Всем кому интересен владельческий контроль финансов, присоединяйтесь. 

Но я отвлеклась. Один из блоков бизнес-лагеря (целый день) был посвящен персоналу. Ведь от эффективности работы сотрудников напрямую зависит эффективность бизнеса в целом. Не зря же мы регулярно отслеживаем рентабельность персонала (ROL, от англ. Return on labour) – отношение (чистой) прибыли к среднесписочной численности персонала.

Данный коэффициент показывает, сколько чистой прибыли за период принес каждый сотрудник. Показатель интересен в динамике. Хорошо показывает намечающееся раздувание штата.

Вот совсем короткое описание блока, посвященного персоналу (как на сайте):

 "Различные способы оплаты труда и премирования персонала. Как их правильно учесть в управленческом учете (УУ)

— Мотивация и система оплаты труда (и премирования). Ключевое отличие.

Практическое занятие: находим способы мотивации сотрудников.

Различные способы оплаты труда и премирования.

Практическое занятие: разрабатываем систему оплаты и премирования менеджеров отдела продаж. 

Deferred Compensation Plan (DCP) (с английского — Отложенный Компенсационный План). Суть концепции.  Расчет начислений и выплат. Их график". 

Думаю, что это был один из самых эмоциональных дней лагеря. Группа собралась сильная - собственники и руководители из Москвы и Московской области, Белгорода, Нижнего Новгорода, Краснодара, Челябинска, Кургана, Татарстана и Башкортостана. 

У каждого из участников был свой огромный опыт по работе с персоналом и свои "ноу-хау", которыми они щедро обменивались друг с другом. Ну и я, конечно же, делилась всем, что знаю…

Мы сразу же ввели глоссарий - и разделили материальное и нематериальное поощрение сотрудников. Материальное поощрение мы назвали "Стимулирование", а не материальное - "Мотивация". Да, конечно же, мы много говорили о стимулировании, в частности о KPI и DCP.

Но и обсуждение различных видов мотивации заняло большое количество времени.

Почему из одних компаний люди бегут, а из других не уходят? 

Для меня многие годы остается примером (и даже загадкой) атмосфера в компании, в которой я рулила финансами почти 20 лет. Как появился тот самый удивительный корпоративный дух. 

Зарплаты у АУП (у меня, в частности) не были очень высокими, но высококлассные специалисты не уходили на большие зарплаты. Вопрос: "Почему?".

Наверное, все началось в момент зарождения компании в далеком 1993 году. 

Собственнику бизнеса удалось уговорить стать генеральным директором потрясающего человека - профессионала в области химии (кандидата наук), имеющего успешный опыт построения собственного бизнеса и очень порядочного человека. Генеральный директор набрал руководителей лабораторий и отделов под стать себе, руководители набрали команды. 

Как ни банально это звучит, но мне кажется, что основой для создания "того самого корпоративного духа" стало уважение к людям. 

У нас в компании никто не скажет человеку "ты", если он обратился на "вы". Или ты - ты, или вы - вы. И никак иначе. Я на "ты" с руководством, но на "вы" с 20-летним курьером, ведь он-то ко мне обращается: "Наталия Николаевна, вы". 

Вторая вещь - это понимание абсолютно всеми сотрудниками того, что продукты, производимые компанией, жизненно необходимы людям. Т.е. мы все вместе делаем нечто важное и полезное. Это гордость. Гордость за то, что ты делаешь в команде. Может быть, это звучит высокопарно, но это правда. 

При этом были правила, нарушение которых неукоснительно приводило к увольнению. Эти правила распространялись абсолютно на всех, невзирая на заслуги перед компанией (но об этом чуть позже). 

У нас в компании принципиально не использовались KPI (KPI - отдельная большая тема, в каких-то случаях они очень полезны, в каких-то вредны, на лагере обсудим). 

Премии были достаточно волюнтари́стскими. Часть чистой прибыли, заработанной компанией, становилась премиальным фондом. Фонд распределялся между лабораториями и отделами, директор утверждал премии руководителей, руководители распределяли между "своими" сотрудниками, директор утверждал распределение. Да, наверное, была опасность того, что распределение премий в отделе будет не совсем объективным. Но где она, абсолютная объективность? Зато, если в отделе кто-то косячил, я честно говорила, что премии в этом квартале у него не будет, а если кто-то рос, предлагал и отлично работал, то знал, что премия будет точно. 

У своих клиентов достаточно часто встречаюсь с тем, что сотрудники знают и обсуждают доходы друг друга. Мне это не кажется здоровым. У нас было категорически запрещено обсуждение окладов и премий (хотя зарплата была абсолютно белой). Как сейчас помню, что на конвертах с расчетными листками было напечатано: "Информация конфиденциальна. При обнаружении конверта - штраф 2000 рублей". Никого не штрафовали, т.к. конверты не валялись. 

А доступ к программе "Зарплата и кадры" кроме меня имело только 2 человека (не страдающих завистливостью).

Наше руководство любило путешествия, и путешествия стали неотъемлемой частью жизни компании. Не частые, но очень запоминающиеся. Два раза в год.

Осенью на выходных были путешествия по России, сначала по Золотому кольцу, потом по другим старинным городам. Автобус, ночевка в колоритном месте, вечерне-ночные посиделки. И конечно же, интересная культурная программа. В поездки можно было брать членов семей (по полной стоимости, которая всегда была демократичной), ну а сотрудникам Компания компенсировала 30% стоимости путевки.

Второй выезд был обязательно за рубеж. И состав участников - особый.

Чтобы его описать, надо рассказать о таком замечательном событии как "День рождения фирмы".

Это торжественный день, в котором кроме традиционных поздравления руководства и праздничного банкета, были такие прекрасные мероприятия, как чествование особо отличившихся в этом году сотрудников, ветеранов и праздничная лотерея.

Представьте огромный украшенный зал и много красиво одетых людей. Руководство во главе с собственником бизнеса стоят на импровизированной сцене и по одному вызывают тех, кто отличился в этом году. Босс говорит о том, что очень важное для компании сделал именно этот сотрудник, ему (сотруднику) вручается очень красивая грамота в не менее красивой рамке и сертификат на чудесную поездку. Фото с руководством на память. Общее фото людей года - на память. Может быть это как-то наивно, но я была таким человеком на сцене, и чувства были очень сильными.

Потом вызывали и аналогично награждали всех, кто отработал в Компании 10 лет.

А лотерея - отдельное шоу. Притом абсолютно честное. Я знаю. За каждый год работы в компании сотрудник получает 1 лотерейный билет. В лотерее разыгрывается столько поездок, сколько лет компании отмечается. Если твой билет не выиграл, то он остается у тебя на следующий год. С каждым годом билетов все больше, и шансы на выигрыш увеличиваются. Если билет выиграл, то все билеты данного сотрудника сгорают. Итак, программа запускается, и на экране появляется номер билета и ФИО сотрудника. Его громко объявляют и ждут. Если выигравший человек не выходит, то выбирается другой счастливчик (у того, кто не пришел, билеты остаются в целости и сохранности).

При этом, неважно, по какой причине отсутствовал человек, оставшийся без выигрыша. Есть правила. Например, лотерея только среди присутствующих. То, что все правила в нашей Компании записывались и неукоснительно соблюдались, было благом. Не надо было каждый раз тратить время на то, чтобы вспоминать, что, когда и в каком размере компенсировать сотрудникам. Если менялись внешние условия, правила пересматривались, доводились до сведения сотрудников и снова работали.

Все поездки организовывались личным секретарем руководителя, которая свободно владела английским и французским языками и всегда умудрялась сделать потрясающе интересные и при этом очень недорогие туры. Когда становилось понятно, сколько из тех, кто выиграл и был награжден, хотят ехать (кто не хочет - меняет на деньги), объявлялось количество свободных мест. И дальше, кто первый оплатил, тот и едет с группой. Все по-честному. И сотрудникам опять же дают небольшую компенсацию, в отличие от членов их семей.

В общем, это были незабываемые поездки: Египет, Крым, Арабские Эмираты, Стамбул, Прага, Вена, Будапешт, Барселона и другие.

В таких поездках, несмотря на наличие босса и другого руководства, никогда не было никакого разделения по статусу. Только теплое человеческое общение. И по возвращении в Москву ты обнаруживал, что появились новые люди, которые близки тебе по духу, но с которыми в обычной жизни ты не встречаешься, т.к. работаешь на разных этажах. А теперь при встрече вы улыбаетесь друг другу и радуетесь. Быть может быть именно уважение друг к другу и к Делу, которым занимаются люди, работающие в Компании вместе с радостью взаимного общения и создали тот самый корпоративный дух…

На этом заканчиваю, фишек еще много, но об остальных расскажу на Бизнес-лагере "Владельческий контроль финансов - Дагомыс 2020".

Искренне Ваша, Наталия Морозова.

P.S. Осталось всего 2 места для участия в Практикуме «Налоговая безопасность и проверки в компании», который пройдет 14 февраля в Москве. Группа маленькая, темы самые актуальные, информации - много (в том числе конфиденциальная). Кто хочет испортить настроение в День влюбленных, но стать более защищенным, присоединяйтесь.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 

Книжная полка

Угра-2014. Стартап. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Кот Рыжик в полном смятении метался по сугробам, отмораживая свою любвеобильность, и кричал:
- Ну и где? Где, я вас спрашиваю, весна? Ну что за страна, а? Где девчонки, подснежники, шебетанье птиц? Хоть воробьев чириканье, хоть ворон карканье, где?! Я уже не говорю об оттепели. Снег с неба сыпется как прорвало у них там, а у этих весна тут. Сплошной обман и вранье!
А люди слушали кошачий крик и улыбались:
- Ишь как орет. Весну чует. Котов не проведешь.