Анонсы - 2024

Выпуск 494. Наталия Морозова. Прибыль и уважение

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 23.01.2020 и 30.01.2020

Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книг "Об "упрощенке" за рюмкой чая" и "О финансах легко и непринужденно". Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме… 

В прошлом феврале я проводила первый Бизнес-лагерь «Владельческий контроль финансов», аналогичный тому, который пройдет с 23 по 29 февраля 2020 года в Дагомысе (Сочи).  Лагерь реально очень полезный, программа здесь, отзывы участников прошлого лагеря - здесь. Всем кому интересен владельческий контроль финансов, присоединяйтесь. 

Но я отвлеклась. Один из блоков бизнес-лагеря (целый день) был посвящен персоналу. Ведь от эффективности работы сотрудников напрямую зависит эффективность бизнеса в целом. Не зря же мы регулярно отслеживаем рентабельность персонала (ROL, от англ. Return on labour) – отношение (чистой) прибыли к среднесписочной численности персонала.

Данный коэффициент показывает, сколько чистой прибыли за период принес каждый сотрудник. Показатель интересен в динамике. Хорошо показывает намечающееся раздувание штата.

Вот совсем короткое описание блока, посвященного персоналу (как на сайте):

 "Различные способы оплаты труда и премирования персонала. Как их правильно учесть в управленческом учете (УУ)

— Мотивация и система оплаты труда (и премирования). Ключевое отличие.

Практическое занятие: находим способы мотивации сотрудников.

Различные способы оплаты труда и премирования.

Практическое занятие: разрабатываем систему оплаты и премирования менеджеров отдела продаж. 

Deferred Compensation Plan (DCP) (с английского — Отложенный Компенсационный План). Суть концепции.  Расчет начислений и выплат. Их график". 

Думаю, что это был один из самых эмоциональных дней лагеря. Группа собралась сильная - собственники и руководители из Москвы и Московской области, Белгорода, Нижнего Новгорода, Краснодара, Челябинска, Кургана, Татарстана и Башкортостана. 

У каждого из участников был свой огромный опыт по работе с персоналом и свои "ноу-хау", которыми они щедро обменивались друг с другом. Ну и я, конечно же, делилась всем, что знаю…

Мы сразу же ввели глоссарий - и разделили материальное и нематериальное поощрение сотрудников. Материальное поощрение мы назвали "Стимулирование", а не материальное - "Мотивация". Да, конечно же, мы много говорили о стимулировании, в частности о KPI и DCP.

Но и обсуждение различных видов мотивации заняло большое количество времени.

Почему из одних компаний люди бегут, а из других не уходят? 

Для меня многие годы остается примером (и даже загадкой) атмосфера в компании, в которой я рулила финансами почти 20 лет. Как появился тот самый удивительный корпоративный дух. 

Зарплаты у АУП (у меня, в частности) не были очень высокими, но высококлассные специалисты не уходили на большие зарплаты. Вопрос: "Почему?".

Наверное, все началось в момент зарождения компании в далеком 1993 году. 

Собственнику бизнеса удалось уговорить стать генеральным директором потрясающего человека - профессионала в области химии (кандидата наук), имеющего успешный опыт построения собственного бизнеса и очень порядочного человека. Генеральный директор набрал руководителей лабораторий и отделов под стать себе, руководители набрали команды. 

Как ни банально это звучит, но мне кажется, что основой для создания "того самого корпоративного духа" стало уважение к людям. 

У нас в компании никто не скажет человеку "ты", если он обратился на "вы". Или ты - ты, или вы - вы. И никак иначе. Я на "ты" с руководством, но на "вы" с 20-летним курьером, ведь он-то ко мне обращается: "Наталия Николаевна, вы". 

Вторая вещь - это понимание абсолютно всеми сотрудниками того, что продукты, производимые компанией, жизненно необходимы людям. Т.е. мы все вместе делаем нечто важное и полезное. Это гордость. Гордость за то, что ты делаешь в команде. Может быть, это звучит высокопарно, но это правда. 

При этом были правила, нарушение которых неукоснительно приводило к увольнению. Эти правила распространялись абсолютно на всех, невзирая на заслуги перед компанией (но об этом чуть позже). 

У нас в компании принципиально не использовались KPI (KPI - отдельная большая тема, в каких-то случаях они очень полезны, в каких-то вредны, на лагере обсудим). 

Премии были достаточно волюнтари́стскими. Часть чистой прибыли, заработанной компанией, становилась премиальным фондом. Фонд распределялся между лабораториями и отделами, директор утверждал премии руководителей, руководители распределяли между "своими" сотрудниками, директор утверждал распределение. Да, наверное, была опасность того, что распределение премий в отделе будет не совсем объективным. Но где она, абсолютная объективность? Зато, если в отделе кто-то косячил, я честно говорила, что премии в этом квартале у него не будет, а если кто-то рос, предлагал и отлично работал, то знал, что премия будет точно. 

У своих клиентов достаточно часто встречаюсь с тем, что сотрудники знают и обсуждают доходы друг друга. Мне это не кажется здоровым. У нас было категорически запрещено обсуждение окладов и премий (хотя зарплата была абсолютно белой). Как сейчас помню, что на конвертах с расчетными листками было напечатано: "Информация конфиденциальна. При обнаружении конверта - штраф 2000 рублей". Никого не штрафовали, т.к. конверты не валялись. 

А доступ к программе "Зарплата и кадры" кроме меня имело только 2 человека (не страдающих завистливостью).

Наше руководство любило путешествия, и путешествия стали неотъемлемой частью жизни компании. Не частые, но очень запоминающиеся. Два раза в год.

Осенью на выходных были путешествия по России, сначала по Золотому кольцу, потом по другим старинным городам. Автобус, ночевка в колоритном месте, вечерне-ночные посиделки. И конечно же, интересная культурная программа. В поездки можно было брать членов семей (по полной стоимости, которая всегда была демократичной), ну а сотрудникам Компания компенсировала 30% стоимости путевки.

Второй выезд был обязательно за рубеж. И состав участников - особый.

Чтобы его описать, надо рассказать о таком замечательном событии как "День рождения фирмы".

Это торжественный день, в котором кроме традиционных поздравления руководства и праздничного банкета, были такие прекрасные мероприятия, как чествование особо отличившихся в этом году сотрудников, ветеранов и праздничная лотерея.

Представьте огромный украшенный зал и много красиво одетых людей. Руководство во главе с собственником бизнеса стоят на импровизированной сцене и по одному вызывают тех, кто отличился в этом году. Босс говорит о том, что очень важное для компании сделал именно этот сотрудник, ему (сотруднику) вручается очень красивая грамота в не менее красивой рамке и сертификат на чудесную поездку. Фото с руководством на память. Общее фото людей года - на память. Может быть это как-то наивно, но я была таким человеком на сцене, и чувства были очень сильными.

Потом вызывали и аналогично награждали всех, кто отработал в Компании 10 лет.

А лотерея - отдельное шоу. Притом абсолютно честное. Я знаю. За каждый год работы в компании сотрудник получает 1 лотерейный билет. В лотерее разыгрывается столько поездок, сколько лет компании отмечается. Если твой билет не выиграл, то он остается у тебя на следующий год. С каждым годом билетов все больше, и шансы на выигрыш увеличиваются. Если билет выиграл, то все билеты данного сотрудника сгорают. Итак, программа запускается, и на экране появляется номер билета и ФИО сотрудника. Его громко объявляют и ждут. Если выигравший человек не выходит, то выбирается другой счастливчик (у того, кто не пришел, билеты остаются в целости и сохранности).

При этом, неважно, по какой причине отсутствовал человек, оставшийся без выигрыша. Есть правила. Например, лотерея только среди присутствующих. То, что все правила в нашей Компании записывались и неукоснительно соблюдались, было благом. Не надо было каждый раз тратить время на то, чтобы вспоминать, что, когда и в каком размере компенсировать сотрудникам. Если менялись внешние условия, правила пересматривались, доводились до сведения сотрудников и снова работали.

Все поездки организовывались личным секретарем руководителя, которая свободно владела английским и французским языками и всегда умудрялась сделать потрясающе интересные и при этом очень недорогие туры. Когда становилось понятно, сколько из тех, кто выиграл и был награжден, хотят ехать (кто не хочет - меняет на деньги), объявлялось количество свободных мест. И дальше, кто первый оплатил, тот и едет с группой. Все по-честному. И сотрудникам опять же дают небольшую компенсацию, в отличие от членов их семей.

В общем, это были незабываемые поездки: Египет, Крым, Арабские Эмираты, Стамбул, Прага, Вена, Будапешт, Барселона и другие.

В таких поездках, несмотря на наличие босса и другого руководства, никогда не было никакого разделения по статусу. Только теплое человеческое общение. И по возвращении в Москву ты обнаруживал, что появились новые люди, которые близки тебе по духу, но с которыми в обычной жизни ты не встречаешься, т.к. работаешь на разных этажах. А теперь при встрече вы улыбаетесь друг другу и радуетесь. Быть может быть именно уважение друг к другу и к Делу, которым занимаются люди, работающие в Компании вместе с радостью взаимного общения и создали тот самый корпоративный дух…

На этом заканчиваю, фишек еще много, но об остальных расскажу на Бизнес-лагере "Владельческий контроль финансов - Дагомыс 2020".

Искренне Ваша, Наталия Морозова.

P.S. Осталось всего 2 места для участия в Практикуме «Налоговая безопасность и проверки в компании», который пройдет 14 февраля в Москве. Группа маленькая, темы самые актуальные, информации - много (в том числе конфиденциальная). Кто хочет испортить настроение в День влюбленных, но стать более защищенным, присоединяйтесь.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 

Книжная полка

Бизнес-лагерь Дахаб-2017. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Мужик с воздушного шара обращается к мужику внизу:
- Эй, милейший, я опаздываю на срочную встречу и не знаю, куда меня
занесло! Не подскажете ли, где я нахожусь?
- Вы находитесь на воздушном шаре.
- А, опять программист…
- Да, а как вы догадались?
- Ответ ваш был столь же точен, сколь и бесполезен. Вот, теперь я из-за
вас опоздаю на встречу, на которой обещал точно быть.
- А вы, наверное, менеджер?
- Да, а как догадались вы?
- Ну, по целому ряду признаков. Вы не имеете ни малейшего понятия, где
находитесь, куда двигаетесь, и как вы сюда попали. На высоту вас поднял
пузырь, надутый воздухом. Вы даете обещания, которые не только не в
состоянии выполнить, но даже не знаете, как это вообще можно сделать.
При этом вы считаете, что те, кто находится ниже вас, обязаны выполнять
эти обещания за вас. И, наконец, после разговора со мной ваше положение
ничуть не изменилось, но теперь в этом почему-то виноват я.