Выпуск 499.A. Наталия Морозова. Переплатил в бюджет, отдай свои
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 04.07.2020
Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книг "Об "упрощенке" за рюмкой чая" и "О финансах легко и непринужденно". Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Приветствую всех! Эта статья прежде всего для руководителей. Для тех, чья профессия, на мой взгляд, одна из самых опасных в сегодняшней России.
Он может быть привлечен государством по 199 статье УК РФ за недоплаченные налоги, он может ответить собственными средствами перед собственниками за то, что проявил недостаточно бережливое отношение к компании (об этом я уже писала, см. статью “Чем еще рискует директор”). Наконец, он может быть привлечен к субсидиарной ответственности в случае банкротства организации, которой он руководил.
Перед руководителем стоит множество серьезных задач, но я предлагаю ему еще одну, решение которой не займет много времени, но быть может поможет сберечь деньги и нервные клетки. Это контроль за состоянием взаиморасчетов с бюджетом. Понятно, что если государству должна компания, то руководитель об этом почти наверняка узнает, увидев заблокированный расчетный счет. А если существует переплата? Правильно, государство, в лице налоговиков, скромно промолчит. А переплаты случаются нередко. Это и сданные уточненные декларации, уменьшающие налоговые обязательства, и авансовые платежи по налогу на прибыль, которые зачастую оказываются намного больше налога на прибыль за год (методикой расчета авансовых платежей здесь грузить не буду, ее всегда можно выяснить у своего главбуха).
Увидев переплату, главбух понимает, что у него есть 3 пути. Первый – вернуть переплату из бюджета на расчетный счет компании, второй – перезачесть в счет других налогов, третий оставить в счет будущих платежей по тому же налогу.
Вариант первый хорош тем, что возвращаются живые деньги. Но он непрост. Во-первых, не должно быть недоимки по любому налогу и соответствующим пеням и штрафам. Во-вторых, почти наверняка будет камеральная проверка, а это время и силы, да и зайти на территорию, посмотреть на компанию «вживую» в рамках проведения камеральной проверки налоговики могут.
Второй путь хорош, но не всегда есть налог, на который может пойти эта переплата. Поэтому, как правило, главбухи предпочитают третий путь – пусть переплата висит в счет будущих платежей. И все бы хорошо, но срок возврата переплаченного налога из бюджета – 3 года. Потом «карета превращается в тыкву», и недоиспользованная переплата остается бюджету. Зачастую это суммы большие – миллионные. А собственники и не знают, что потеряли эти деньги.
Но вернемся к руководителю. Известное арбитражное дело №А65-13289/2017 как раз напомнило о том, что при банкротстве компании конкурсный управляющий может требовать с генерального директора выплаты переплаченного в бюджет и невозвращенного налога, т.к. «действуя разумно и осмотрительно руководитель должника должен был своевременно принять все необходимые меры для возврата суммы переплаты».
«В силу разъяснений, изложенных в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица", лицо, входящее в состав органов юридического лица (единоличный исполнительный орган - директор, генеральный директор и т.д.), обязано действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно. В случае нарушения этой обязанности директор по требованию юридического лица и (или) его учредителей (участников), которым законом предоставлено право на предъявление соответствующего требования, должен возместить убытки, причиненные юридическому лицу таким нарушением».
В итоге конкурсный управляющий сумму требовал немаленькую - 5,67 миллиона.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, да и просто «держать руку на пульсе», предлагаю регулярно (не реже раза в квартал) просить своего бухгалтера, ведающего отправкой отчетности в ИФНС, сформировать запрос в вашу налоговую о состоянии взаиморасчетов с бюджетом. Это делается автоматически через систему, по которой сдается отчетность (Такском, Контур-Экстерн и т.д.). Потом попросите распечатать этот акт сверки. Лучше в вашем присутствии. Хотя бы в первый раз. Почему лучше печатать при вас? А потому, что в моей практике бывали случаи, когда главбухи "редактировали" пришедший акт.
Обо всем, чем рискует руководитель, и перед кем он отвечает, какова сейчас арбитражная практика по данному вопросу, мы будет подробно говорить на Практикуме «Налоговая безопасность и проверки в компании», который будет проходить в режиме онлайн через Zoom два вечера: 14-15 июля 2020 (вторник и среда) с 16:00 до 19:45 (по МСК). Ну и, конечно же, все новости в плане проверок, дробления бизнеса, общения с ИП, контроля зарплат и многое другое обсудим. Как всегда, в узком кругу.
И да минуют Вас проверки!
Искренне Ваша, Наталия Морозова.
P.S. А с 28 июля стартует мой второй онлайн-курс "Эффективное управление финансами в период кризиса". Первый прошел отлично и оказался крайне полезным (отзывы см. здесь).
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru