Выпуск 520. Михаил Рыбаков, Ольга Пайвина. Организация глазами «человека бизнеса» и глазами психотерапевта
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 25.05.2021
Михаил Рыбаков - организационный терапевт, бизнес-консультант, ведущий стратегических сессий, психолог и супервизор (гештальт-подход). Основатель команды «Михаил Рыбаков и Партнеры».
Ольга Пайвина – организационный терапевт, бизнес-консультант, модератор командных сессий, психолог и супервизор (гештальт-подход).
Сегодня - очередной фрагмент из книги «Развитие живой компании. Практикум по организационной терапии в гештальт-подходе».
Можно сказать, что это два разных мира. То есть реальность одна, а представления о ней различаются как небо и земля.
Давайте изучим оба взгляда, чтобы научиться вставать на обе точки зрения. Потом – наводить между ними мосты. А потом видеть с обеих позиций одновременно.
Конечно, взглядов больше чем два. Так, взгляды владельца бизнеса, наемного руководителя, рядового сотрудника, бизнес-консультанта и бизнес-тренера серьезно различаются. Как различаются, к примеру, взгляды гештальт-терапевта, психоаналитика, специалиста по НЛП и системного расстановщика. Однако я предлагаю для удобства выделить два полюса: человек бизнеса – с одной стороны, психотерапевт или психолог – с другой.
Итак, для делового человека организация – это:
- Цели собственника бизнеса и ключевых наемных руководителей. В основном финансовые, но не только. Цели долгосрочные, средне- и краткосрочные. Показатели (KPIs), по которым можно отслеживать достижение целей.
- Активы материальные (здания, станки, машины и пр.) и нематериальные (технологии, ноу-хау, бренды, и др.).
- Клиенты, продукты (товары и услуги), конкуренты, преимущества, доля рынка и т. п. Каналы продаж и способы удержания клиентов.
- Организационная структура (подразделения, должности и подчиненность), которая определяет власть, полномочия и ответственность. Явная и скрытая борьба за власть и ресурсы между подразделениями, между отдельными людьми.
- Для наиболее прогрессивных руководителей – бизнес-процессы и проекты как способы описания и оптимизации работы организационного механизма.
- Системы управления бизнесом, например СМК, информационные системы.
- Относительно современные и прогрессивные подходы и инструменты управления: от бюджетирования и центров финансовой ответственности (ЦФО) до бережливого производства, гибкого управления типа Agile и различных методов самоуправления.
- Взаимодействие с государством и различными его органами.
- Сотрудники, от которых много проблем, – сложно найти адекватных и опытных, они безответственны, постоянно ленятся и косячат, сопротивляются изменениям, враждуют между собой и с руководством, недостаточно любят фирму и клиентов, увольняются в неподходящий момент. И, конечно, хотят слишком много денег.
Конечно, мы утрируем, но лишь слегка: многие деловые люди видят бизнес именно так.
Для психотерапевта организация – это разновидность группы, сообщества людей:
- Сами люди. Их радостные и горестные переживания, стремления, цели и пр.
- Подгруппы людей, объединенные как по формальным признакам (уровень в иерархии, время работы в компании, функциональное подразделение, филиал, проект и пр.), так и неформальным (коллеги, друзья, родственники, любовники и пр.). Целостность и раздробленность.
- Взаимоотношения между людьми и их группами.
- Привычка, желание и способность людей слушать и слышать друг друга, приходить к согласию. Принятые способы обхождения с противоречиями и конфликтами.
- Психологическая атмосфера в компании, ее дух. То, что порой сложно описать словами, всегда ощущается, хотя и не всегда осознается.
- Уровень «энергии» коллектива и ее оттенки.
- Культура организации. Не как формально описанная миссия, принципы взаимодействия и т. п., а как настоящее отношение людей к компании, руководителям, друг другу, клиентам, работе и пр. Неписаные правила, по которым живет это сообщество людей. Типичные ценности и убеждения.
- История организации. Описанная не в рыночных достижениях и провалах. А в ключевых событиях, судьбах и эмоциях. Продвигающих вперед и, наоборот, травмирующих людей и команду в целом ключевых событиях.
- Реальный (а не декларируемый) стиль управления. Способы принятия больших и малых решений, контроля выполнения, поощрений и наказаний.
- Готовность или неготовность меняться. Сложившиеся виды сопротивлений и их причины.
- Основные фигуры группы – темы, волнующие людей. Их совпадения и отличия от целей руководителей верхнего уровня.
- Осознанность команды: как в целом, так и по различным подгруппам. То есть способность чувствовать и понимать свое текущее состояние, потребности и способы их реализации.
- И многое другое…
Деловой взгляд на компанию – это ясное понимание бизнеса и его архитектуры. Говоря языком компьютерщиков, это «железо», hard от англ. hardware – оборудование): процессор, память, экран и т.п.
Терапевт же видит в основном не бизнес-систему, а людей, которые в ней работают и проводят значительную часть жизни. Soft (от англ. software – программа, программное обеспечение), говоря по-компьютерному: программы, установленные поверх «железа».
Так что важнее – hard или soft? Взгляд бизнесмена или психолога?
Исходя из нашего опыта – и то и другое.
Если замечать только рациональную часть бизнеса и управлять им соответственно, вас ждут очень болезненные разочарования. Ведь живые (а не придуманные) люди – во многом иррациональны, нелогичны. Мы подробно обсудим это в последующих главах. Как сделать, чтобы при всех своих странностях люди «добровольно и с песней» работали на благо компании, активно участвовали в ее развитии. Искренне, без необходимости ими манипулировать и сильно принуждать.
Если же видеть в организациях только людей и их психологию, то может и получится сделать их жизнь краше и приятнее. Но это вряд ли поможет компании, ее собственнику и топ-менеджерам. А возможно, даже развалит бизнес: сотрудники почувствуют, что занимаются не тем, что им по душе, задумаются о смысле жизни – и… прощай бизнес. Компания понесет большие потери; не факт, что и людям станет в итоге хорошо. Конечно, порой здорово бросить все и уехать на месяц-другой на Бали или в Гоа вместо того, чтобы впахивать в бизнесе. Вот только радость эта зачастую длится недолго. Проверено на себе J. Гораздо лучше выстроить работу, сонастроить команду компании так, чтобы людям не перегорать, а радоваться каждому наступающему и уходящему дню.
Организационный терапевт при работе совмещает деловой и психологический взгляды на бизнес.
Стоит всегда помнить и о том, что основной Заказчик нашей оргтерапевтической работы – собственник бизнеса. Мы работаем на его запрос, в его интересах.
Практическое задание. Опишите свою компанию глазами человека бизнеса и отдельно – глазами психолога.
Отзыв на книгу
Сергей Бехтерев, консультант, сооснователь сообщества самоуправляемых компаний «Бизнес со смыслом» и компании «Правила Игры»:
Как освободиться от всех условностей и ограничений, создать свою собственную систему управления и корпоративную культуру. Как найти свою игру и играть в нее. Как дать возможность сотрудникам проявиться в полную силу. Как получать в организации не только профессиональный рост и деньги, но и смысл жизни.
Сердечно рекомендую книгу и нахожусь в первых рядах восторженных читателей!
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru