Выпуск 076. Михаил Рыбаков. Кто такие бизнес-консультанты и тренеры, и зачем они нужны
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 11.12.2008
Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Ниже – краткое описание, кто же мы такие, и чем можем быть Вам полезны.
Кто такие бизнес-консультанты и тренеры, и зачем они нужны
Все определения в этой статье - мои и отличаются от классических.
Бизнес-консультант – это профессионал по повышению эффективности бизнес-систем. То есть если Вы чувствуете, что результаты работы Вашей компании могли бы быть значительно лучше, то именно консультант может Вам помочь. Он постоянно работает с разными компаниями, помогая им решать самые разные проблемы, и достигать целей, поставленных акционерами и руководством. Почему он способен на это – смотрите ниже.
Задачи, которые решает консультант, – самые разные. От «заставьте работать моих оболтусов, которым я плачу по 2 штуки баксов, а они в потолок плюют» до «Помогите выстроить эффективную систему управления бизнесом, которая позволит нам стать лидерами рынка».
Бизнес-консалтинг – сфера профессиональной деятельности, направленная на повышения эффективности бизнес-систем.
Бизнес-тренер – это профессионал по обучению различным бизнес-навыкам. Помимо этого он (при необходимости) дает знания и развивает картину мира участников тренинга, например, приучает продавцов к тому, что «клиент всегда прав».
Бизнес-тренинги – это форма краткосрочного бизнес-образования, ориентированная на выработку и тренировку конкретных навыков. В отличие от семинаров, а, тем более, лекций, тренинги очень эффективны. Хороший 2-3-дневный тренинг дает такие же или даже большие результаты, как год обучения в ВУЗе. Секрет успеха прост – в тренинге люди активно участвуют, то есть сами добывают и проверяют на практике нужные знания, отрабатывают навыки. А на лекции слушатель просто пассивно воспринимает то, что лектор считает нужным ему сказать. До мозга слушателя доходит и остается там не более 15% полученной на лекции информации. То, что человек пропустил через себя на тренинге, остается с ним навсегда.
Тренинги личностного роста (в отличие от бизнес-тренингов) направлены на развитие личности человека: быть уверенным в себе, бесконфликтно общаться, (нестандартно) мыслить, эффективно выстраивать отношения с противоположным полом и т.д. Многие тренинги находятся на стыке личностных и бизнес-тренингов, например, «Карьера», «Публичные выступления» и т.д. В основном я провожу бизнес-тренинги, хотя и на них участники развиваются как личности.
Коучинг – обучение (как правило, индивидуальное) решению практических задач под руководством опытного «коуча» - специалиста по данному вопросу, владеющего навыками такого обучения. Коучинг эффективен благодаря индивидуальной работе с клиентом и обучению на практике, а также проработке психологических блоков, которые мешают клиенту достигать его целей.
***
В моей работе все три вида деятельности очень плотно переплетены. Например, во время консалтинга я постоянно обучаю клиентов, включая в него элементы тренинга, а все свои тренинги уже давно строю на реальных задачах участников, т.е. фактически провожу консалтинг. Нередко мы с клиентом задерживаемся допоздна, чтобы решить какой-то вопрос в индивидуальном порядке, а это уже коучинг.
***
Когда Вы работаете с профессиональными консультантами, Вы получаете следующие преимущества:
- Независимость. Все руководители и сотрудники компании зависят от нее и своего непосредственного руководства. Поэтому часто они говорят не то, что думают, а то, что политически выгодно, что «понравится начальнику». В итоге страдает бизнес компании. Профессиональный консультант работает только на благо компании–клиента.
- Достаточно времени. Хороший руководитель знает свое дело, однако он очень занят. Часто у него есть хорошие идеи, но нет времени их реализовывать. Порой руководитель начинает хорошие перемены, но у него нет времени контролировать процесс. Консультант все свое рабочее время тратит на решение задач своих клиентов.
- Специальные знания. Хотя хороший руководитель – профессионал в своей области (например, продажах), он часто не является экспертом в таких сферах как менеджмент качества и управление проектами. Консультант прошел специальное обучение, и он постоянно повышает свой уровень, читая литературу, посещая конференции, а главное – ежедневно работая с клиентами.
- Опыт. Консультант работает с множеством компаний, изучая уже существующие и создавая новые успешные решения различных бизнес-задач.
- Заряд энергии и оптимизма. Часто руководители и штатные сотрудники компании глубоко вязнут в решении текущих проблем. И приход внешнего консультанта и/или тренера – это глоток свежего воздуха, или «волшебный пендель» (как вам больше нравится), который дает Вам направление, ускорение и вдохновение.
- Командная работа. Решая Ваши задачи, хороший консультант всегда вовлекает в работу сотрудников Вашей компании, а при необходимости – привлекает дополнительных консультантов, каждый из которых – профессионал в своей сфере.
Основные предрассудки, связанные с консультантами
Практика общения с клиентами показывает, что в отношении консультантов существует множество заблуждений. Обсудим их.
Предвижу, что некоторые мысли вызовут у вас сомнения. Для меня все нижесказанное - истинно, что подтверждается реально выполненными проектами, а также отзывами клиентов: официальными и от участников тренингов. Хотите убедиться и Вы - пишите.
Итак, предрассудки:
- Консультанты нам не нужны – сами справимся.
Это Ваше право. Однако практика показывает, что часто компании заходит в тупик в своем развитии. Ведь управлению большинство руководителей не обучались, а если и обучались, то ВУЗовское образование дает немного. Да, до кризиса 2008 года многие компании росли, но росли вместе с рынком, на волне всеобщего подъема. То есть не развивались качественно. Консультант обладает многими преимуществами (см. выше), главные из которых - опыт и независимость. И приход хорошего консультанта в компанию всегда вносит свежую струю в ее развитие.
- Если уж мы сами не можем разобраться в наших проблемах, то как в них разберется человек со стороны?
А вот так и разберется :) Именно благодаря тому, что он внешний, независимый. Он видит ситуацию со стороны, не боится «показаться плохим в глазах начальства». Также у консультантов богатый опыт решения сложных задач в самых разных компаниях. Подробнее о преимуществах работы с профессиональными консультантами см. выше.
- Как Вы можете помочь нам, если Вы не работали в нашей отрасли?
Это часть очень популярного среди клиентов мифа о собственной уникальности. Как консультант я успешно работал с нефтяниками и энергетиками, девелоперами и строителями, телекоммуникационными и инжиниринговыми компаниями, производителями и дистрибуторами… И никакой принципиальной разницы между ними не заметил :). «Знание некоторых принципов заменяет знание многих фактов».
Естественно, что сам я в этих отраслях не являюсь профессионалом, но «оно и не надо». На самом деле, 90% всех проблем и задач в любом бизнесе – одинаковые, и не связаны с отраслью и конкретной компанией. А на знание оставшихся 10% я и не претендую :).
Как-то Владимира Высоцкого спросили, правда ли, что он сам горел в самолетах, спускался в шахты, играл в чемпионатах мира по шахматам и т.д., как это «явствует» из его песен. Высоцкий только рассмеялся… - Консультанты – это очень дорого. Это для крупных компаний, мы не потянем.
Скажу так: консалтинг действительно стоит денег. Больших ли? Смотря с чем сравнивать. Порой за консалтинг действительно запрашивают очень много: если консультант слишком раскрученный и/или жадный, если специально растягивает длительность проекта и т.д. Но все это – непрофессионально: хороший консультант всегда работает на благо клиента, потому что знает: самое главное, что у него есть – это репутация.
Хотя консалтинг стоит денег, в противном случае компания теряет в разы больше от собственной неэффективности. Можно самому варить себе борщ, но умнее заплатить за это профессиональному повару, а освободившееся время потратить на свое основное дело. Заодно и борщ получится вкуснее.
Есть разные режимы работы с консультантом. Он может брать на себя многое: вплоть до временной работы у Вас в штате. А может - только направлять вас в ключевых точках проекта, а основную работу Вы делаете сами. Этот экономный режим я часто использую в работе с клиентами, особенно сейчас в кризис. Это полезно клиенту еще и тем, что он обучается на своих же реальных задачах под руководством опытного наставника. Естественно, выбранный Вами режим сильно влияет на стоимость проекта.
В России консультант – это пока экзотика. Да еще и некоторые коллеги-дилетанты портят репутацию всей профессии. Ничего, будем исправлять! :) - Консалтинг можно заказывать только когда все хорошо / плохо.
Удивительно, но оба мнения одинаково распространены. На самом деле консультант может быть Вам полезен в разных ситуациях.
- Если в бизнесе все плохо, то консультант – это доктор, а порой и реаниматор.
- Если дела идут хорошо, то консультант – это спортивный тренер, который помогает вам стать еще сильнее.
- Если «все нормально», то консультант может стать вашим советником, с которым можно обсудить любой сложный вопрос, наметить направления дальнейшего развития бизнеса и т.д. - «Если ты такой умный, то почему занимаешься консультированием / учишь других, а не создашь свой бизнес?» («Кто не умеет делать сам, тот учит»)
Консалтинг – такой же бизнес, как и все остальные. Кому-то по душе торговать, кому-то – производить, а мне и моим коллегам – консультировать. Это интересно и азартно, это всегда сложные задачи, это возможность помочь компаниям и людям!
С другой стороны, я много раз сталкивался с тем, что хороший консультант – отнюдь не всегда хороший руководитель, и наоборот. Очень часто боссы с десяти- и более летним опытом не могут консультировать, хотя бы в силу своей авторитарности, которая в работе консультанта обычно очень вредна.
Так что, каждому – свое! :)
Кстати, у многих консультантов есть свои компании из разных сфер «реального бизнеса».
*****
Как Вам навести порядок в своем бизнесе?
- Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
- Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми. - Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru