Стратегия бизнеса
Что такое стратегия? Слово очень затасканное, а понятие – запутанное.
Вот и получается, что многие собственники бизнеса и руководители вообще далеки от нее. А в некоторых компаниях и холдингах пишут толстые талмуды (сами или с консультантами за дорого), утверждают их на советах директоров. И на этом все заканчивается. А через год: «Ой, что же это мы так мало выполнили?»
На самом деле, суть стратегии очень проста:
- Вы сейчас находитесь в точке А.
- Вы наметили себе прийти в точку Б.
- Для этого вам нужно понять свой путь: как из А прийти в Б. Ясное понимание этого пути – и есть стратегия.
Стратегия может быть сформулирована длинно или кратко - не суть важно.
На практике мы часто сталкиваемся с разными проблемами в области стратегии, например:
- В компании нет согласия относительно текущего состояния.
- Нет понимания, куда двигаться. Зарабатывать деньги, расти - это понятно. Но эти цели не слишком оригинальны. Да и вообще это не цели. Как правило, компания движется вперед, основываясь на чуйке своих владельцев. А даже топ-менеджеры (не говоря уже про всех остальных), не знают, куда идти. Так и копают от забора до обеда. К тому же чуйка иногда ошибается, а делегировать ее невозможно.
- И, раз такое дело, вперед движутся интуитивно: "Нам бы день простоять...", "Какое на хрен планирование, когда в России живем?" и пр.
Хорошая новость в том, что создать толковую стратегию можно. И самые успешные - те компании, которым удается посмотреть за горизонт, наметить цель и путь к ней. Есть примеры успешных стратегий длиной в десятилетия и даже столетия. Если внешняя среда нестабильна, то это повод не отказываться от стратегии, а, наоборот, продумывать ее более тщательно.
Конечно, иногда стратегию нужно обновлять: в соответствии со своим новым пониманием, всевозможными изменениями.
Создание стратегии бизнеса - одна из важных частей в проекте наведения порядка в бизнесе.
Вот основные блоки, которые нужно продумать, чтобы создать качественную стратегию:
- Нынешнее положение и состояние бизнеса.
- Его желаемое состояние - куда хотим прийти через несколько лет.
- Кто ваши клиенты, какие у них потребности.
- С помощью каких своих продуктов (товаров и услуг) вы эти потребности удовлетворяете.
- Кто ваши конкуренты, чем вы выделяетесь на их фоне.
- Какие основные тенденции (тренды) есть на ваших рынках, в обществе, экономике и пр.
- Какие нужны ресурсы, чтобы достичь вашего вИдения и целей. Что из них есть у вас в наличии, где взять недостающие.
В каждом из блоков много нюансов. К тому же нужно не только собрать исходную информацию, но и – главное – ее проанализировать, сделать глубокие управленческие выводы (увы, по опыту, с этим очень туго). По каждому блоку - свои методики.
В вашем бизнесе
Мы помогаем бизнесменам и топам создавать стратегию компании. Вы можете пригласить нас для проведения стратегической (рабочей) сессии.
На ней вы сможете пройти к согласию относительно того, где вы находитесь сейчас, куда хотите прийти, и каким путем будете двигаться. Сессия проходит на выезде, чтобы текучка не отвлекала участников от стратегических задач развития бизнеса. Подробности тут.
Очень желательно проводить сессию с помощью внешнего профессионального модератора. Который не даст вам уйти в сторону от сложных вопросов, увязнуть в противоречиях, поможет услышать друг друга и договориться.
Рекомендуем
Изучить теорию (со множеством практических заданий):
- Книга Михаила Рыбакова "Стратегия бизнеса: как создать и воплотить ее в жизнь. Практикум"
- Статья "Стратегия вашего бизнеса"
- Материалы по наведению порядка в своем бизнесе.
- Основной бизнес-лагерь "Как навести порядок в своем бизнесе" - системное обучение для собственников и топов. Там мы подробно прорабатываем цели и стратегию бизнеса участников. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
- Практикум "Как создать стратегию вашего бизнеса (вводный курс)" (1 вечер, Москва)