Анонсы - 2017

Выпуск 216. Михаил Рыбаков. Цели: их польза и вред. Часть 2

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 19.03.2013

Михаил Рыбаков.JPGМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

Неочевидные подводные камни, связанные с постановкой целей и движением к ним. Практический опыт.

Продолжение статьи. Начало здесь: "Цели: их польза и вред. Часть 1".

Цель или не цель?

Как же быть? Ставить цели или нет? Привязывать ли к ним мотивацию наемных руководителей и рядовых сотрудников? И т.д.

По сути, это извечный вопрос: быть твердым или гибким?

Здесь нет и не может быть единственно верного ответа. Если какой-то гуру даст Вам «единственно верный» совет, он Вас обманывает (умышленно или сам того не осознавая). Всегда нужно детально смотреть на конкретную ситуацию. Причем не только на ее внешнюю, формальную сторону (которую обычно и подвергают анализу), но и на более тонкие материи: личности первых лиц компании и их стиль управления, сложившуюся в компании корпоративную культуру, и т. д.

При этом некоторые ориентиры Вам дать можно.

  • Вспоминаем три уровня развития бизнеса. Подробно об этом - в моей книге-практикуме "Как навести порядок в своем бизнесе" и одноименном дистанционном курсе.
    1) Спонтанный бизнес, бардак – это хаос.
    2) Система – это твердость (метафора «Механизм»).
    3) Саморазвитие – гибкость (метафора «Живой организм»).

    Именно такова грамотная последовательность развития компании.
    Как и отдельного человека:
    1) Сначала в голове и в жизни бардак.
    2) Затем – период (само)дисциплины, обучения и тренировок. Постановка целей и их достижение, иногда – любой ценой (отказ от отдыха, потеря здоровья и пр.). Достижение уровня ремесла: стабильный предсказуемый результат.
    3) Отказ от жестких схем (порой через бунт в той или иной форме). Переход к творчеству и спонтанности. Достижение мастерства.
    4) Возможен этап, когда человек сам уже живет вне схем, но создает их для других: тех, которые пока что находятся на этапе 2. Это оптимальное состояние для зрелого собственника бизнеса.
    Увы, далеко не каждый человек и не каждая компания развиваются дальше первой стадии.
Практическое задание. Максимально объективно оцените уровень зрелости своего бизнеса.
  • Если Ваш бизнес пока на первой стадии, то ближайшая стратегическая задача - вывести его на уровень Системы.
    Начните с выработки согласованного между всеми соучредителями и ключевыми руководителями Видения бизнеса (моя статья "Согласие в бизнесе").
    Только после этого переходите к регулярной системной работе с целями. А именно: их постановке, организации выполнения, контролю, анализу результатов и корректировке (цикл PDCA Эдвардcа Деминга: см. его классическую книгу "Выход из кризиса").
    Постепенно внедряйте в жизнь своей компании работу с показателями. Используйте их для принятия управленческих решений.
    На следующем этапе - привязывайте к показателям систему материальной мотивации персонала.
    Конечно, сначала наведите порядок в бизнес-процессах и проектах, оргструктуре и пр. Именно к ним привязывают показатели.
    Оптимальный (а вообще-то - единственный результативный) режим для этой работы - серия стратегических (рабочих) сессий с Вашей управленческой командой и самостоятельная работа команды в рабочих группах. Подробнее - в моей статье "Универсальный алгоритм успешных изменений".
Практическое задание. Оцените, когда Вы и Ваша управленческая команда будете готовы к регулярной системной работе с целями. Спланируйте эту работу. Учтите, что это только часть наведения порядка в бизнесе. И в отрыве от всей системы это, увы, не работает.
  • По нашему опыту, многие бизнесмены недооценивают масштаб работы, которую нужно провести, чтобы навести порядок в бизнесе. Например, многие ограничиваются теоретическим описанием бизнес-процессов. И потом удивляются, почему в бизнесе ничего не улучшилось ;). Я подробно описал эту проблему и путь ее решения в статье "Почему не работают законы, приказы и бизнес-процессы".
    На выстраивание Системы в бизнесе уходит от 2-3 лет упорной настойчивой работы по нашему опыту работы со средним и малым бизнесом. И от 7 лет в бизнесе крупном - см. прекрасную книгу Джима Коллинза "От хорошего к великому".
  • Вы обязательно должны пройти стадию формализации бизнеса. Перескочить ее и сразу достичь Саморазвития невозможно: это "монтаж", о котором мечтают многие.
    Однако когда (если) Вы вырастите свой бизнес до уровня Системы, рано или поздно Вы почувствуете, что излишняя формализация тормозит его развитие, что он стал чересчур забюрократизированным.
    Вот тогда жесткие цели и количественные показатели (в том числе в системе мотивации персонала) станут для Вас помехой. Потому что они цементируют организацию, делают ее "упертой", негибкой.
    И Вашей задачей станет «разморозить компанию», превратить ее из «Механизма» и «Живой саморазвивающийся организм».
    Один из знаменитых "14 пунктов Эдвардcа Деминга", так и звучит: "Устраните произвольные числовые нормы и задания. Устраните рабочие инструкции и стандарты, которые устанавливают произвольные нормы, квоты для работников и количественные задания для руководителей. Замените их поддержкой и помощью со стороны вышестоящих руководителей с тем, чтобы достигать непрерывных улучшений в качестве и производительности".
    Деминг - "отец" подъема Японии после 2 мировой войны, на его трудах выросли такие великие корпорации, как Toyota, Mitsubishi, Nissan и многие другие по всему миру.
    Как писал в своих мемуарах основатель компании Sony Акио Морита, когда он еще был начинающим работником, ему предложили перейти на сдельную оплату труда, причем он стал бы зарабатывать гораздо больше, чем прежде. Он отказался, т.к. это было несовместимо с его профессиональной честью. Выбрал работать на качество, а не количество.
    Очень интересный пример отказа от количественных целей и норм - в книге Рикардо Семлера "Маверик", где он описывает уникальную трансформацию принадлежащей ему крупного многопрофильного холдинга Семко.
    Для компаний, находящихся на этом уровне зрелости, цели - лишь ориентиры, маяки. Работникам доверяют самим ставить себе цели, корректировать их по ходу - высшее руководство только участвует в их принципиальном утверждении.
    На этой стадии уже не нужно мотивировать работников "рублем" ("долларом"). Я давно заметил, что с некоторого уровня развития личности и профессионала его мотивируют не деньги – их просто должно быть достаточно для его безбедной жизни. Мотивируют сложные интересные задачи, возможность сделать что-то ценное, реализовать свой потенциал.
Практическое задание. Изучите примеры компаний, которые вышли на уровень Саморазвития (см. выше). Как Вы думаете, этот путь - для Вас? Сколько лет Вам понадобится, чтобы достичь этой стадии?

Уже много лет мы помогаем бизнесменам перевести их компании из Бардака в Систему. И, к счастью, все больше тех, кому это удалось. Посему через некоторое время мы предложим помощь в переходе к Саморазвитию бизнеса. Я уже много лет жду, когда рынок дозреет до такой задачи.

Практическое задание. Если Вы считаете, что уже создали Систему в своем бизнесе, и она действительно работает, напишите нам, какие задачи стоят сейчас перед Вами и Вашей компанией - мы подумаем, чем можем быть Вам полезны.
Только сначала опишите свои достижения в наведении порядка: увы, на нашем русскоязычном пространстве очень мало компаний, которые действительно преуспели в этом.

Возможно, Вы удивитесь, но с каждым годом я все дальше ухожу от жесткой постановки целей, планирования, тайм-меджмента и пр. к свободному творческому полету, когда цели рождаются на ходу из тех возможностей, которые "лежат под ногами", "приходят" от изобильной Вселенной. Слоган «Нас невозможно сбить с пути: нам пофигу, куда идти» - очень глубокий, при всем своем кажущемся раздолбайстве. С каждым годом он мне все ближе.

При этом объективные результаты - в нашем бизнесе и у наших клиентов - все лучше, и даются все с меньшим напряжением. Движемся к гармонии :) Чего и Вам желаю. Только помните, что сначала идет переход от Бардака к Системе и Порядку, а только потом - к творческому спонтанному Саморазвитию. "Монтаж", увы, не работает.

А что касается гармонии в бизнесе и не только, то с каждым годом эта тема становится для нас все более важной. Я бы даже сказал, что сейчас она для нас главная, а наведение порядка в бизнесе - лишь инструмент для ее достижения.

В последующих статьях я расскажу, как именно работать с Видением и Целями. Пока можете многое понять из моей книги и дистанционного курса.

Следите за рассылкой. В ней регулярно мы публикуем наши авторские статьи с практическими алгоритмами улучшения бизнеса и жизни.

А какой опыт работы с целями у Вас? Присылайте свои вопросы, пишите о результатах - это греет нам душу. На email или на нашу страницу на FaceBook - там удобно вести обсуждения.

Завершающее практическое задание. Проработайте эту статью, а также материалы, на которые я ссылаюсь, в своей управленческой команде (соучредители и ключевые управленцы). Что Вы вынесли из этой работы? Спланируйте реальные действия, и воплотите их. Если будет нужна помощь - обращайтесь.


Как Вам навести порядок в своем бизнесе?

  • Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
  • Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
    Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
    Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми.
  • Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

   

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners 

 

Комментировать:

Книжная полка

Угра-2012. Основной бизнес-лагерь. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Принадлежать к большинству - это значит соглашаться с властью.
Принадлежать к меньшинству - это значит соглашаться с оппозицией.
А если соглашаться только со своей совестью, то это значит оставаться свободным.