Выпуск 311. Михаил Рыбаков. Лучшее время для изменений
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 04.02.2015
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Русская пословица
И видел я, как становится взлетом паденье.
Андрей Макаревич
Ну что, дорогие бизнесмены и руководители.
Вот и наступил ваш звездный час. Когда каждый день решается вопрос: быть или не быть? Вашему бизнесу, подразделению, проекту. Вам как профессионалу. Как кормильцу и главе семьи.
Знаете, если бы этого кризиса не было, его стоило бы придумать (только не ценой человеческих жизней).
Что же здесь хорошего? Ведь:
- падают продажи
- клиенты платят все хуже
- растет безработица
- рубль и гривна скатились в тартарары
- и, скорее всего, это не предел.
При этом нужно по-прежнему платить зарплату сотрудникам, поставщикам за товары, оплачивать аренду и пр.
А хорошего вот что.
Человек – существо крайне ленивое. И тугое на изменения.
Как тот еж, который «птица гордая. Не пнешь – не полетит».
Вы пробовали в спокойное время серьезно улучшать свой бизнес, внедрять новшества?
У изменений есть одно важное свойство: из-под палки они не идут. Ну невозможно человека заставить делать то, чего он не хочет.
Например, улучшать работу: свою, отдела, компании.
Обычно у людей нет необходимости меняться.
Они ворчат «нафига нам это?», или ссылаются на занятость, или имитируют бурную деятельность.
Но пользы это приносит крайне мало, зачастую – наоборот.
Потому что им изменения не нужны. И так все более-менее устраивает.
- Это вам как бизнесмену нужен рост и развитие бизнеса.
- Это вы отвечаете перед кредиторами.
- Это ваша репутация стоит на кону перед клиентами и партнерами.
А сотрудник… Ну в крайнем случае его выгонят из компании. Не больно-то и проблема – найдет себе нового шефа: «подобрее» и посговорчивее.
То есть сотрудник – от рядового рабочего до наемного директора – живет как бы в теплице. И бури, которые происходят за ее стеклами, по большому счету его не сильно волнуют (за редким исключением).
Что изменилось сейчас?
Жопа еще не наступила,
но ее контуры уже отчетливо видны – с каждым днем все яснее.
Трудно убедить людей меняться, когда все хорошо.
Когда уже совсем плохо, тоже сложно менять свои привычки и бизнес-процессы – приходится заниматься выживанием.
А вот сейчас – в самый раз.
Все прошедшие годы России жила нефтью, газом и т.п.
Сейчас халява кончилась. Нефть еще долго не будет такой дорогой, как прежде. А если и будет – это слабо поможет. Слишком много системных проблем накопилось в российской экономике, политике и вообще в обществе.
Рекомендую изучить статью «Почему $100 за баррель не спасут российскую экономику»
Евгения Ясина – российского учёного-экономиста, государственного и общественного деятеля, министра экономики РФ (с 1994 по 1997 годы), научного руководителя НИУ «Высшая школа экономики».
Сейчас у России хороший шанс обновиться. Стать более современной и эффективной. То же самое и для бизнесов.
Слабые компании умрут или сильно свернутся. Это уже происходит. Освобождаются офисы, компании сокращают штат и закрывают представительства в регионах.
Время действовать осознанно. Выверять каждый свой шаг.
Ошибки могут стоить бизнесу жизни.
Как это сделать?
Просто бежать быстрее – не получится. Только потратите силы зря.
В данный момент мы сопровождаем ряд компаний в наведении порядка. Разные отрасли, разные регионы: от Ленинградской области до Алтая.
Сотрудники сильно включились в изменения.
По несколько раз в неделю они собирают рабочие группы. Создают стратегию работы в условиях кризиса. Улучшают бизнес-процессы, отлаживают взаимодействия между сотрудниками и подразделениями.
Их не приходится уговаривать. Понимают – от них зависит не только их рабочее место, но и сохранение всей компании.
А новую хорошую работу найти сейчас непросто.
При чем тут наведение порядка, когда кризис?
При том, что от эффективности работы компании сейчас напрямую зависит ее выживание.
А наведение порядка, отладка бизнеса – это и есть четкая технология, позволяющая стать эффективнее.
В российских компаниях ОЧЕНЬ много дырок, косяков. Всевозможные нестыковки, накладки, двойная работа, размытая ответственность и т.п. Все это стоит компании денег, теряются клиенты. Сотрудники работают много, но бестолково. При этом еще и выгорают от конфликтов и авралов.
В сытое время на это можно было не обращать внимание (хотя по уму и тогда это важно).
Сейчас нельзя позволить себе такую роскошь.
Практическое задание. Найдите несколько сбоев и неэффективностей в работе своей компании, подразделения. «Дебильную работу», как выразился недавно один наш клиент («муда» по-японски).
|
Хорошая новость в том, что если в работе столько косяков (производительность труда в России в несколько раз ниже, чем в развитых странах), то есть и возможность их исправить. Что, конечно, улучшает устойчивость бизнеса и его прибыльность.
При этом нужно:
- Знать, что делать
- Знать, как это делать
- Уметь делать это на практике, иметь опыт, знать подводные камни.
Наверное, в спокойные времена можно экспериментировать, ходить путем Ивана Сусанина, самостоятельно набивать шишки.
Сейчас для этого времени нет. Нужно действовать точно, без ошибок.
Как?
Сперва пройти обучение.
После этого – грамотно внедрять изменения в компании и команде.
Для начала изучите книгу «Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум». Это четкая пошаговая технология, позволяющая выстроить систему в бизнесе. Бестселлер с появления на свет в апреле 2016 года. Книга доступна в бумажной и электронной форме.
Затем приезжайте на бизнес-лагерь «Как навести порядок в своем бизнесе». Мы регулярно проводим его с 2010 года. Собираются собственники бизнеса и топы из разных отраслей и городов русскоязычного пространства. И мы на практике прорабатываем всю технологию – на живых примерах компаний участников. Домой люди возвращаются с системой в голове и полным пониманием, что делать.
Летом лагерь проходит в России на природе в национальном парке Угра в Калужской области.
Зимой - в Египте в душевном городе Дахаб (возле Шарм-Эль-Шейха).
Хорошо и то, что вы попадаете в среду других бизнесменов, которые также стремятся отладить свой бизнес. Это дает поддержку, люди становятся друзьями и партнерами.
Программа, отзывы и пр. – здесь.
Наведите порядок в своей компании
После обучения нужно отладить работу своего бизнеса. Можно, конечно, и без обучения. Но практика показывает, что у тех, кто прошел бизнес-лагерь, это получается лучше.
В компании опять же есть разные варианты. Можете делать сами – с пониманием всех рисков. От криво проведенных изменений часто вреда больше, чем пользы – примеров много.
Самый толковый вариант – пригласить нас в свою компанию для грамотного старта изменений и дальнейшего сопровождения.
На старте мы проводим 3-дневную стратегическую сессию с вашей командой. Почему сессия необходима, а также другие подробности – в этой статье, и в материалах, на которые здесь есть ссылки (самые важные собраны в начале страницы).
Для малого бизнеса есть сборные сессии – затраты раскладываются на несколько компаний.
В дальнейшем основной объем работы делает ваша команда. Мы сопровождаем удаленно и приезжаем на поддерживающие сессии длительностью 1-2 дня примерно раз в 2 месяца.
Формат самый результативный и при этом экономный.
Практика научила нас работать на 2 уровнях:
- Методическом (стратегия, бизнес-процессы, оргструктура и пр). Много нюансов.
- Человеческом и межличностном. Без этого никакие изменения не внедряются, упираются в сопротивление людей. По первому образованию я бизнес-аналитик, по второму – психолог. А сейчас получаю еще и третье – психотерапевтическое.
Если первый уровень относительно реально описать в книгах, статьях и пр., то второй совсем не очевиден. Ему можно научиться только вживую, но на это требуются годы. Поначалу проще обратиться за помощью к специалистам – заодно и научитесь.
***
Быть вашему бизнесу или не быть. Время не ждет. Выбор за вами.
Всего доброго!
Винница, 3.2.2015
*****
Как Вам навести порядок в своем бизнесе?
- Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
- Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми. - Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru