Выпуск 320. Михаил Рыбаков. Принцип Тома Сойера, или снова о мотивации
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 29.04.2015
Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Сегодня 29 апреля, завтра улетаем в детский поход. Пройтись по любимым местам, показать детям красоту весенней природы и радости походной жизни.
И вам я от души желаю интересно провести майские праздники, набраться сил и вдохновения.
А перед отпуском – статья, которую я давно задумал, да все некогда было написать.
Надеюсь, не только полезная, но и веселая :)
Принцип Тома Сойера, или снова о мотивации
Не бывает людей ленивых.
Бывают недостаточно мотивированные.
Народная мудрость
«Они не хотят работать!» - сетует руководитель.
«А сколько вы мне за это заплатите?» - требует сотрудник, которого попросили сделать что-то для компании.
И вроде бы все обычно. Привычно. Но что-то тут не так.
Вопрос мотивации – больной для многих руководителей. Почему? Как можно исправить ситуацию?
Давайте разбираться.
Маленькое чудо
Мы постоянно работаем с управленческими командами разных компаний. И вопрос мотивации людей встает почти каждый первый раз.
Перегоревшие руководители, уставшие сотрудники, напряженные отношения. Неверие друг другу и нам.
Это то, с чего мы обычно начинаем работу. Проходят 3 дня сессии – и (о чудо!) – команду не узнать. У большинства – горящие глаза, желание развивать компанию, вкладываться в нее душой и временем.
Конечно, этот результат еще пока неустойчив. Еще будет «шаг вперед – два назад».
Но лед тронулся. И если настойчиво и грамотно поддерживать движение, через какое-то время компания и коллектив изменятся в лучшую сторону – уже навсегда.
Откуда ноги растут
Почему же изначально у сотрудников слабая мотивация? Причин много. Но давайте сегодня поговорим об одной – важной.
Руководителю нужно больше, чем работникам.
И дальше он от них требует, или уговаривает, убеждает.
То есть для сотрудника сделать ту или иную задачу – не его внутреннее желание, а нечто, навязанное извне.
Как мы делаем то, что нам навязали? Правильно – неохотно.
Потому что «Ему нужно – пусть и делает сам».
Понятно, что на работе у руководителя есть рычаги влияния на подчиненных. Это материальные кнуты и пряники. Это власть и право требовать.
Да, право есть. Только вот все равно работу будут делать
из-под палки и неохотно.
А как только вы перестанете контролировать – и вовсе «забьют» на нее.
Потому что любая навязанная задача человеку, по большому счету, неинтересна.
И что?
Ну как что? Нужно сделать так, чтобы сотрудникам выполнять работу стало нужно больше, чем вам – руководителям.
Может, звучит теоретично, и как-то непривычно. Но это работает. И почти все наши клиенты раньше-позже осваивают такой стиль управления. Самые талантливые – уже к окончанию бизнес-лагеря.
Это:
- И для дела полезно.
- И сотрудникам становится интересно, они вкладывают в работу свои таланты и силы.
- И руководителю теперь не нужно быть то Данко, зовущим вперед к светлому будущему, то Карабасом-Барабасом, который орет и требует. Здоровье возвращается :)
- И атмосфера в команде становится более творческой и радостной, не такой напряженно-тоскливой, как прежде.
Как?
Тут я лучше передам слово лучшему учителю по мотивации – Марку Твену.
«Том рассматривал свой последний мазок глазами художника, потом еще раз осторожно провел кистью по забору и отступил, любуясь результатами. Бен подошел и стал рядом с ним. Том проглотил слюну - так ему захотелось яблока, но упорно работал. Бен сказал:
- Что, старик, работать приходится, а?
Том круто обернулся и сказал:
- А, это ты, Бен? Я и не заметил.
- Слушай, я иду купаться. А ты не хочешь? Да нет, ты, конечно, поработаешь? Ну, само собой, работать куда интересней.
Том пристально посмотрел на Бена и спросил:
- Чего ты называешь работой?
- А это, по-твоему, не работа, что ли?
Том снова принялся белить и ответил небрежно:
- Что ж, может, работа, а может, и не работа. Я знаю только одно, что Тому Сойеру она по душе.
- Да брось ты, уж будто бы тебе так нравится белить!
Кисть все так же равномерно двигалась по забору.
- Нравится? А почему же нет? Небось не каждый день нашему брату достается белить забор.
После этого все дело представилось в новом свете. Бен перестал жевать яблоко. Том осторожно водил кистью взад и вперед, останавливаясь время от времени, чтобы полюбоваться результатом, добавлял мазок, другой, опять любовался результатом, а Бен следил за каждым его движением, проявляя все больше и больше интереса к делу. Вдруг он сказал:
- Слушай, Том, дай мне побелить немножко.
Том задумался и сначала как будто готов был согласиться, а потом вдруг передумал.
- Нет, Бен, все равно ничего не выйдет. Тетя Полли прямо трясется над этим забором; понимаешь, он выходит на улицу, - если б это была та сторона, что во двор, она бы слова не сказала, да и я тоже. Она прямо трясется над этим забором. Его знаешь, как надо белить? По-моему, разве один мальчик из тысячи, а то и из двух тысяч сумеет выбелить его как следует.
- Да что ты? Слушай, пусти хоть попробовать, хоть чуть-чуть. Том, я бы тебя пустил, если б ты был на моем месте.
- Бен, я бы с радостью, честное индейское! Да ведь как быть с тетей Полли? Джиму тоже хотелось покрасить, а она не позволила. Сиду хотелось, она и Сиду не позволила. Видишь, какие дела? Ну-ка, возьмешься ты белить забор, а вдруг что-нибудь...
- Да что ты, Том, я же буду стараться. Ну пусти, я попробую. Слушай, я тебе дам серединку от яблока.
- Ну, ладно... Хотя нет, Бен, лучше не надо. Я боюсь.
- Я все яблоко тебе отдам!
Том выпустил кисть из рук с виду не очень охотно, зато с ликованием в душе.»
По любви или за деньги?
Кстати, почему люди работают с вами?
Им по душе ваше Дело, они уважают вас как лидера, им нравится, как у вас организован бизнес?
Или оттого, что тут «денежки плотють», что никуда больше не взяли на работу, что тут привыкли-засиделись?
- Если первое – рад за вас.
- Если второе, то грустно это. Нафига мучить себя и подчиненных?
К тому же люди, которые работают с вами только ради заработка, завтра легко «продадут вас за 30 серебренников». Уйдут туда, где пообещают больше – вместе с вашей клиентской базой и ноу-хау.
Так и с детьми. Если они выносят мусор или прибираются дома за карманные деньги, а учатся за новый Айпад – будьте уверены, стакан воды они вам в старости не принесут.
То, чем занимались за деньги, не станут делать по любви. Никогда.
Результаты
Любопытно, как мир отзывается. Ровно в тот момент, когда я писал эти строки, мне пришло письмо из группы на facebook, в которой участники недавнего бизнес-лагеря обмениваются своими результатами.
«Друзья, я сегодня провел уже третью встречу с персоналом. Итог первой встречи - самый положительный. Ощущение, что они от меня давно этого ждали :)
На сегодня имею очень рабочую атмосферу и итоги: обсудили текущую ситуацию, утвердили миссию, видение и цели. ...оказывается у меня толковые сотрудники, что приятно :)
Сегодня описали шаги основного БП. Поднял одного сотрудника до ТОПа, высвободил время для архитектуры и отдела продаж. В целом - полон оптимизма и делюсь им с остальными.
PS: пишите ваш опыт внедрения...»
Причем на лагере автор этих строк сначала тоже был большим скептиком…
|
Практическое задание. Как вы примените на практике знания из этой статьи? Впрочем, не нужно. Пусть конкуренты применяют… |
В любом деле много тонкостей.
Чтобы научиться вовлекать людей в работу ненавязчиво и с удовольствием (и еще много чему) – приезжайте на бизнес-лагерь «Как навести порядок в своем бизнесе».
Это практический навык. Как говорят на Востоке, сколько не говори «халва», во рту слаще не станет.
Но лучше не приезжайте. А то вдруг и правда научитесь, сил наберетесь, интересные знакомства заведете…
Ну его! Не нужно ничего менять. Спрячьте голову поглубже в песок и пережидайте кризис – авось пронесет…
*****Материалы по теме:
- Как взбодрить команду
- Затянувшееся детство, или как сделать так, чтобы сотрудники взяли на себя ответственность
- Почему не работают законы, приказы и бизнес-процессы
- Убитая мотивация. Как возродить ее из пепла
- Перейти рубеж
29 апреля 2015 года
Подмосковье
Как вам навести порядок в своем бизнесе?
- Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
- Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми. - Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru







