Выпуск 329. Михаил Рыбаков. О «волшебных таблетках», покупке готовых решений и заказе «под ключ»
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 21.06.2015
Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". 
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Рынок пестрит предложениями типовых решений. Готовые бизнес-процессы и оргструктуры, системы мотивации. Создание отдела продаж под ключ. Рост продаж за месяц на 30% (или в 2 раза) – причем в кризис. И другие чудеса.
Почему? Потому что велик спрос. Потому что очень соблазнительна идея – заплатить за готовый результат и быстро оказаться в светлом будущем, почти не прикладывая собственных усилий. И пусть теперь у подрядчика «болит голова» о ваших результатах – вы же ему заплатили.
Это примерно как купить:
- У консультантов – успех в бизнесе.
 - У врачей и всевозможных целителей – здоровье.
 - У тренеров – красивую фигуру и спортивные результаты.
 - У психологов и священников – личное и семейное счастье.
 
Естественно, сохранив свой нынешний образ жизни и мышление.
Как говорится, бабло побеждает зло…
«Волшебные таблетки» популярны, хорошо и дорого продаются во все времена. Как пели Лиса Алиса и Кот Базилио:
На жадину не нужен нож: 
 
        
       ему покажешь медный грош – 
        
       и делай с ним что хошь.
Покуда есть на свете дураки, 
        
       обманом жить нам, стало быть, с руки.
Какое небо голубое! 
        
       Мы не сторонники разбоя.
На дурака не нужен нож: 
        
       ему с три короба наврешь – 
        
       и делай с ним что хошь.
(Песня из фильма «Приключения Буратино». Автор слов – Булат Окуджава.)
К сожалению (а может и к счастью), это не работает. Потому что противоречит законам природы.
Даже если такое готовое решение будет супер-грамотным и дает хорошие результаты в какой-то другой компании, у вас, скорее всего, оно не приживется. Потому что вы – не они. У вас другой характер в отличие от основателя той компании. Другие привычки, другая команда и т.д. И рынок тоже другой.
Иногда действительно бывает всплеск результатов на короткое время. А дальше – долгий спад. Уходят слепленные на скорую руку команды, а с ними и многие прежние работники. Регламенты и прочие «новомодные штучки» откладывают на дальнюю полку. Люди работают в обход неудобной типовой ИТ-системы. Выжженная земля – за все раньше-позже приходится платить. А через пару лет оставшиеся сотрудники нехотя вспоминают: да, были у нас такие, внедряли тут…
Кстати, сейчас в России работают несколько «фабрик бизнес-консультантов» (а также коучей), где их готовят поточным методом. За пару недель новичков учат азам. В основном – как продавать свои услуги, надавливая клиентам на больные точки, как «дожимать» их до покупки. Как вытянуть с клиента максимум денег. Дают какие-то алгоритмы и шаблоны документов, заряжают уверенностью и выпускают «в поля». Основная «морковка», которую показывают новичкам – быстрое достижение больших заработков.
И не важно, что консультант – одна из самых сложных профессий в мире, требующая личной зрелости, знаний в разных областях бизнеса и психологии, что нужен многолетний опыт. На мой взгляд, зрелый консультант – с плотным практическим опытом от 10 лет.
К нам часто обращаются бизнесмены после различных горе-проектов. Приходится показывать, что бывает иначе.
К счастью, это лишь временный этап развития консалтингового рынка на постсоветском пространстве. Пена сойдет. Это просто нужно пережить.
***
Так вот, чтобы прийти к своим целям, в заветную «точку Б» (например, к системному процветающему бизнесу), вам и вашей команде нужно пройти некоторый путь: изменить бизнес и измениться самим. А если даже доставить вас к цели на волшебном ковре-самолете, вы не сможете там жить, т.к. не готовы к этому:
- Вы не сможете работать по чужим бизнес-процессам и в чужой оргструктуре.
 - Если резко поднять вам продажи, вся остальная система этого не выдержит. Примеров много – падает управляемость, качество, растут просрочки по заказам. Итог – испорченная репутация, разочарование клиентов и сотрудников.
 
Монтаж бывает только в кино.
Поэтому настройтесь по-честному пройти путь из точки А (нынешнего состояния) в точку Б. По ходу уточняя свою цель, постепенно изменяя себя и команду. Создать систему, которая будет максимально подходить именно вам.
Это как в спорте. Если решили заниматься им всерьез – от 3 тренировок в неделю для развития своего любительского уровня (2 для его поддержания). И от 5 тренировок в неделю для уровня профессионального: получения спортивных разрядов, звания «мастер спорта» и т.д. Для участия в мировых соревнования – к тому же по 2 тренировки в день (например, так тренируются многократные чемпионы мира по фридайвигу Наталья и Алексей Молчановы). Причем заниматься независимо он вашего настроения, погоды и т.п.
***
Избегайте готовых решений и «волшебных таблеток» – эта кривая дорожка до добра не доведет.
При этом я рекомендую вам находить интересные идеи у конкурентов и не только, адаптировать их для себя. Так, например, основатель крупнейшей в мире сети супермаркетов Wal-Mart Сэм Уолтон ежедневно проводил несколько часов в своих магазинах и магазинах конкурентов по всей Америке. И требовал этого же от руководителей своей компании.
|  
         Практическое задание. Вспомните: Вы покупали какие-нибудь «волшебные таблетки» в бизнесе, да и вообще в жизни? Почему Вы их купили? Как удалось Вас на них «развести»? Что получилось в результате: сразу и спустя время?  |  
 
  
 
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, готовы честно и настойчиво работать над этим - есть проверенный путь. Который прошли десятки компаний России и русскоязычного пространства (разные отрасли: от малых и средних компаний до крупных холдингов). Путь приносящий не только успех, но и свободу, радость творчества и созидания.
Для начала - приезжайте с командой совладельцев и ключевых руководителей в бизнес-лагерь «Как навести порядок в своем бизнесе». Только практика - проработка системы на живых примерах участников. Обмен опытом, новые друзья и партнеры. Душевная атмосфера, заряд энергии на год вперед.
До встречи! 
    
   
Подмосковье, 
    
   21.06.2015 
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
	Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. 
	 Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
	С уважением, 
	 ведущий рассылки 
	 Михаил Рыбаков 
	 Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий 
	 Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры" 
 WWW: www.mrybakov.ru 
 Тел.: +7 (495) 926-26-09 
	 E-Mail: info@mrybakov.ru 
	






