Анонсы - 2021

Выпуск 382. Михаил Рыбаков. Как собственник вредит своему бизнесу

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 27.09.2016

MR_Dec2015_2.jpgМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". 

Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме …


Вначале человек жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги.
Потом он тратит деньги на восстановление здоровья.
При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим.
В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем.
Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не жил.

Далай-лама

Конечно, собственник - основа бизнеса, и его вклад в развитие компании огромен. Когда-то он рискнул (и рискует постоянно), вкладывает в работу свои таланты и силы. Благодаря его чуйке и стараниям бизнес живет и развивается.

Но мы часто сталкиваемся и с тем, что собственник вредит своему бизнесу. Причем сильно - ведь его влияние на компанию максимальное. Легким движением мизинца он может зарубить любое хорошее начинание. Часто - сам того не замечая: не ведает он, что творит.

Тема огромная, расскажу лишь о самых ярких ситуациях, которые мы нередко видим. И помогаем исправить, если собственник готов к этому.

  • Собственник мешает запуску изменений. На словах он хочет навести порядок в бизнесе, а на деле годами откладывает запуск. При этом часто обманывает себя, подменяя системную работу чтением книг, хождением к всевозможным гуру и пр. Да, полезно и книгу прочесть, и на бизнес-лагерь съездить. Но это лишь первый шаг - основная работа впереди, в вашей компании.
  • Собственник делает фальстарт изменений. Как говорится, "охота пуще неволи". В последнее время к нам стали все чаще обращаться бизнесмены, которые уже пытались самостоятельно навести порядок в своем бизнесе. Часто - по моей первой книге, а в последнее время и по новой. Конечно, есть и успешные примеры, но часто, увы...
    Не удается вовлечь команду, люди путаются в методике. Итог - разочарование не только нашим подходом, но и вообще отладкой бизнес-процессов, а то и самой идеей осознанно улучшать свой бизнес: пусть уж лучше все будет как прежде. Если собственник упорствует, то порой сменяет несколько команд руководителей и сотрудников, уговаривая и заставляя их описывать процессы и т.п. Не мучайте людей. Изменения хороши, когда люди стремятся к ним, а не когда их пытаются сломать об колено.
  • Собственник тормозит изменения. То есть пройдя часть пути, меняет свои приоритеты, часто неосознанно. Постепенно в компании прекращаются встречи рабочих групп, не назначают или переносят поддерживающие сессии. В итоге, когда нас приглашают, к примеру, через год, мотивация у людей ослабла, и половину сессии, а то и больше мы не движемся с командой вперед, а разбираемся с сопротивлением. Но это нужно делать: пока не вычерпаем накопившийся негатив, дальше двигаться невозможно.
    Если уж встали на пусть системного развития бизнеса, дайте ему высокий приоритет. Тут как в спорте: если заниматься регулярно, виден прогресс, и это радует. А если приходить на тренировки редко - будут лишь разочарования.
    Как я на устаю повторять,  качественный бизнес нужен в основном его собственнику. Мы помогаем вовлечь команду, люди активно включаются. Но все равно их энтузиазм периодически гаснет, особенно если нет нет мощной поддержки сверху. Именно владелец бизнеса - тот человек, который своей волей двигает его вперед. Да, порой это нелегко, но если не вы, то кто?..
  • Собственник нарушает бизнес-процессы и договоренности. Это история про то, что собственник привык полностью властвовать в своем детище. И это справедливо, он имеет полное право делать в своем бизнесе, что хочет. Но часто именно это на корню подрубает переход бизнеса от спонтанного и хаотичного к системному.
    Группы работают, договариваются о том, как разумно выстроить, к примеру, тот или иной бизнес-процесс. Его утверждают: сначала топы, а затем и собственник. Но не проходит и нескольких дней, как владелец первым начинает игнорировать принятые решения. Нарушает процессы, командует сотрудниками через несколько уровней иерархии, принимает решения и дает поручения, от которых все в команде фигеют - иначе не назовешь, и т.п.
    Это очень сильно демотивирует команду. Да и самому собственнику вредит: он по-прежнему остается в текучке, тушит пожары и бегает как белка в колесе. Тратит здоровье, а потом чинит его на заработанные деньги.
    И ладно бы только он сам. Он вносит сумбур в работу компании, из-за чего перегорают и уходят ключевые люди, наступает хаос в работе, теряются клиенты и в конечном итоге - прибыль, доля рынка, а порой и сам бизнес.
  • Собственник убивает инициативу в своей команде. Для этого у него есть богатый набор методов. Ну, например, он сам принимает все решения, не давая своим сотрудникам - и даже ключевым руководителям - самостоятельности. Является для них строгим папочкой или матерью-гусыней, которая пасет выводок неразумных птенцов. И потом сам же жалуется: "Они у меня такие безответственные! И инициативы от них никак не могу добиться." Конечно, при таком подходе не добьетесь.
    Часто собственник бьет сотрудников по рукам: за малейшую оплошность или попытку поднять голову и взглянуть чуть шире своих должностных обязанностей.
    Это реально изменить. Много практических рекомендаций - в моей прошлой статье "Ваш стиль управления, или золотая середина между авторитарностью и вольницей". А в новой книге про это еще гораздо подробнее.
    Наведение порядка в бизнесе - это не только и не столько про "написание бумажек". Это про включение людей в развитие бизнеса - им становится не пофигу, они начинают болеть душой за компанию, прикладывают силы и таланты для отладки ее работы.
    Но этого можно добиться только если собственник готов поверить (не сразу, постепенно) в своих людей и дать им возможность выносить предложения, участвовать в их проработке и внедрении.
    Трудность еще в том, что это противоречит привычкам, которые формировались в своем бизнесе и на прошлых местах работы. Как у вас, так и сотрудников. Да и вообще российскому менталителу. Птица не задумывается, как она летает. Руководитель управляет по привычке. Грамотно проведенная сессия - это возможность осознать свой стиль управления и попробовать, потренировать другие варианты.
  • Собственник перегружает команду. В первую очередь текучкой - как я описал выше. Люди чуть живые от того шквала, которым вы их нагружаете. Они работают неэффективно, в режиме постоянных авралов. Какая уж тут отладка бизнеса? Метафору про то, что некогда точить пилу - пилить нужно, наверное, вы знаете... См. статью "Как сохранить себя, работая день и ночь".
    Мне больше нравится фраза из мультика: "Лучше день потерять, потом за час долететь". И потом всегда летать быстро и с удовольствием.
  • Собственники (если их несколько), противоречат друг другу. Нужно ли объяснять, к чему это приводит? Путь к решению - в статье "Согласие в управленческой команде".
  • И, наконец, собственник видит проблемы в кем угодно и ком угодно (сотрудники, экономическая ситуация и пр.), только не в себе. В то время как главная причина ваших успехов и проблем - вы и только вы. До тех пор, пока вы ищите виноватых вовне, серьезным улучшениям не бывать. Рекомендую чаще смотреть в зеркало и задавать себе вопрос: "Что я сам делаю для создания и поддержания сложившейся ситуации?".
    Правда зачастую это ох как непросто! Профессиональные консультанты и психотерапевты вам в помощь (выбирайте внимательно).

Конечно, можно вспомнить и еще много ситуаций. Например, когда собственник изымает слишком много денег из оборота компании.

Практическое задание. Бывало ли у Вас что-то из описанного выше? Как это отражалось на бизнесе?

Планируете что-то изменить? Как?

Если вы постепенно решите вопросы, которые я описал выше, это будет огромный шаг вперед для вас лично и вашей команды.

И тут не нужно себя укорять и посыпать голову пеплом - толку мало. Для начала достаточно замечать, осознавать ту или иную проблему - постепенно она будет ослабевать, решаться. Ну и усиливать сильные стороны, о чем я писал недавно.

Хорошо, если вы обсудите это со своими ближайшими соратниками: соучредителями и топами. Тогда сможете обращать внимание друг друга на то, что делаете. Это помогает. Только не нужно обвинять и ругать. Просто отмечайте вслух: безоценочно, можно с добрым юмором и подколками.

Кстати, вы как собственник - авторитет для своих подчиненных. И они наверняка копируют вас при работе с клиентами, сотрудниками, подрядчиками и пр.

Поэтому старая мысль "начни изменения с себя" - верна. Я постоянно вижу, как изменения в картине мира собственника меняют его команду и бизнес - порой за тысячи километров. Мистика, однако ;)

Вообще-то объяснение этому есть. Все люди так или иначе связаны "информационным полем" - Вернадский называл его ноосферой. Конечно, со своей семьей, командой в бизнесе мы связаны более тесно. Меняемся мы - меняется мир вокруг нас и наши взаимоотношения с ним. Особенно это касается изменений лидера.

Зачастую изменить себя непросто. Умом хотим, но не получается. Можно, конечно, силой продавливать, заставлять себя и окружающих, но это неэкологично: одно лечим, другое калечим (проблема может вылезти в виде "неожиданной" болезни и пр). Да и сопротивление зачастую бешеное.

Я знаю два пути:

  1. Запустить изменения в компании. Создать вихрь, в который будете вовлечены и вы, и ваши люди. Если вихрь достаточной силы, то он неизбежно меняет всех, кто попадает в его поле. Или отторгает: несогласные постепенно уходят.
  2. Пройти личную психотерапию у хорошего специалиста. Чтобы разобраться со своими "тараканами", внутренними препятствиями, которые мешают достигать к целей. Можно, конечно, героически переть вперед с гирями на ногам, но зачем? Если можно постепенно осознать их и получить ту огромную силу, которая в них скрыта - обычно люди тратят бОльшую часть усилий на борьбу с внутренними драконами.

Собственно, первое - это то, чем занимаемся мы. За прошедшие 15 лет проб и ошибок научились делать это успешно в самых разных бизнесах: от холдингов в тысячи сотрудников до малых компаний. Обращайтесь.

Единственное критическое условие - полная поддержка собственника бизнеса и его готовность меняться, идти вперед до результатов. Я описал это в статье "Заказчик изменений".

А психотерапия... Я бегал от нее лет 10, хотя для меня это профессиональная необходимость - как и для каждого, кто активно работает с людьми. В последние годы я работаю с терапевтом. Это сильно меняет в лучшую сторону не только работу, но и жизнь вообще. Да и сам я обучился групповой и личной терапии, активно применяю ее в работе на благо бизнесам и людям. Моя супруга Ольга тоже - у нас "семейный подряд" :)

Как грамотно провести изменения в бизнесе, я подробно описал в книге "Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум". Конечно, она не заменит живой работы с вашей командой, но поможет вам и ключевым людям вашей команды подготовиться.

Прочтите книгу сами - она в первую очередь для собственников. Раздайте ее совладельцам и топам - очень важно достичь согласия с ними. Но, по опыту, не стоит раньше времени давать ее среднему звену и рядовым сотрудникам. Для них вовлечения - стратегическая сессия.

Если Вы хотите поработать с нами в этом году, дайте знать - расписание до Нового Года плотное, а со следующего года мы повышаем цены.

Отзыв о результатах

Александр Алексеев, собственник и директор компании УМ-8, Москва (электроснабжение, электрооборудование)

Прошло более трех лет после начала нашей работы по наведению порядка. Из результатов: собственники могут уехать надолго и не волноваться о делах, все идет. Сотрудники могут работать из любой точки, где есть интернет. Люди знают, что нужно делать.

Доходы увеличились, и времени на компанию требуется меньше, поэтому теперь пришло время отстраивать продажи и маркетинг. Это тема для меня сейчас актуальна. И ещё я параллельно развиваю два проекта: страховое агентство и дайвинг-центр.


***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

   

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 


Книжная полка

Бизнес-лагерь Дахаб-2018. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Мужик с воздушного шара обращается к мужику внизу:
- Эй, милейший, я опаздываю на срочную встречу и не знаю, куда меня
занесло! Не подскажете ли, где я нахожусь?
- Вы находитесь на воздушном шаре.
- А, опять программист…
- Да, а как вы догадались?
- Ответ ваш был столь же точен, сколь и бесполезен. Вот, теперь я из-за
вас опоздаю на встречу, на которой обещал точно быть.
- А вы, наверное, менеджер?
- Да, а как догадались вы?
- Ну, по целому ряду признаков. Вы не имеете ни малейшего понятия, где
находитесь, куда двигаетесь, и как вы сюда попали. На высоту вас поднял
пузырь, надутый воздухом. Вы даете обещания, которые не только не в
состоянии выполнить, но даже не знаете, как это вообще можно сделать.
При этом вы считаете, что те, кто находится ниже вас, обязаны выполнять
эти обещания за вас. И, наконец, после разговора со мной ваше положение
ничуть не изменилось, но теперь в этом почему-то виноват я.