Анонсы - 2024

Выпуск 397. Наталия Морозова. От лени до разработки KPI

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 12.01.2017 


Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книг "Об "упрощенке" за рюмкой чая" и "О финансах легко и непринужденно". Имеет два высших образования (техническое и экономическое). 
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

Как же я люблю лениться! Гулять, читать книги, смотреть хорошие фильмы и не испытывать при этом угрызений совести. Например, по поводу того, что надо бы сделать одно, другое, третье по работе или хотя бы по дому. А дом – это такое специальное место, где всегда найдется, чем заняться. Убрать, разобрать, приготовить. Список сих дел нескончаем. Вот и получается, что с удовольствием ленюсь я лишь 2 раза в год – в Финляндии, куда мы едем с семьей на новогодние каникулы и на двухнедельный летний отдых. Живем в коттедже на берегу озера, ведем беседы, сидя у камина и любуясь на огонь, играем в настольные игры, ходим на лыжах (летом – лодка, грибы-ягоды). Вечером – сауна.

Только 2 раза в году я езжу отдыхать с мужем и детьми. В остальное время ношусь по России и миру либо одна, либо с кем-то одним из своих. При этом не ленюсь, а наслаждаюсь всем новым и интересным. В очень быстром темпе.

И вот сейчас у меня было 5 дней прекрасной лени. А сегодня я поняла, что всё. Пора возвращаться в реальный мир: мир задач, которые надо максимально эффективно решать.

Надо-таки написать о двух моих практикумах: двухдневном «Как разработать КПЭ (KPI) на основе данных управленческого учета» и однодневном «Налоговая безопасность и проверки в компании». А то даты выбрала, зал забронировала, и на этом все. Бобик сдох. В декабре работы было немеренно. Потом Новый год. Сборы. Дорога. И пять дней лени…

Почему возникла идея практикума о грамотной разработке коэффициентов показателей эффективности (КРI)? Да потому, что этот вопрос встает практически на каждом практикуме и уж точно на каждом бизнес-лагере. И это понятно, ведь собственникам бизнеса и руководителям крайне важно знать, как правильно мотивировать сотрудников. А вопрос этот совсем не простой. Мотивация на основе неправильно подобранных KPI приводит к демотивации.

У меня рядом живой пример. Муж, без ложной скромности, очень хороший айтишник, железо любит так, что я порой ревную. 7 лет проработал в крупной компании, где удаленно управлял парой тысяч компьютеров. Сменилось руководство. Ввели KPI. При этом никто (или почти никто) не знает, как этот KPI считается. Понятно одно - не выполненная в течение дня заявка - это конец света, отсутствие премии и т.д. и т.п. А то, что айтишнику звонили и в 3 ночи, и в 5 утра – ведь Россия-то большая – и он консультировал, вставал, помогал, не учитывалось в КРI никак. Обидно. Муж стал ИП, хочет работать на понятных ему условиях.

Также сейчас я очень много консультирую по вопросам постановки адекватного управленческого учета (УУ) в компаниях. Начинаем мы всегда с разделения компании на центры финансовой ответственности (ЦФО). У каждого ЦФО есть руководитель, который должен быть правильно мотивирован. Но вот загвоздка: правильно – это как?

Мне очевидно, что для всестороннего освещения темы разработки КРI нужны не только мои знания финансов, но и колоссальный опыт управления персоналом. Поэтому проводить его мы будем вместе с Екатериной Козыревой. Ее 23-летний стаж включает опыт работы в крупнейших международных компаниях. Она – бизнес-консультант по стратегическому управлению и организационному развитию. Бизнес-тренер по развитию управленческих компетенций и командного лидерства. Коуч собственников и топ-менеджеров компаний. Короче, крута невероятно. Нам он важен для выработки совместной концепции, которую мы потом будем использовать в своей работе. А вот участники, я абсолютно уверена, получат максимальный эффект. Ведь мы будем работать, объединив наши знания и опыт.

Краткое содержание практикума:

  • Постановка целей и стратегических задач;
  • Миссия, видение и стратегия компании. Их связь с финансовыми показателями эффективности бизнеса;
  • Система сбалансированных показателей, ключевые показатели эффективности - разбор определений и главные ошибки, которые допускают при их разработке;
  • Определение: какие показатели должны быть в чьей ответственности, и как это связано с должностными обязанностями;
  • Важные финансовые показатели, необходимые для оценки финансового состояния бизнеса;
  • Виды учета;
  • Управленческий учет как источник данных;
  • Откуда взять финансовые показатели эффективности;
  • Виды доходов и расходов. Виды прибыли (и ЕВITDA туда же);
  • Баланс (он же balancesheet, он же BS), из которого видно, что финансы подчиняются законам мироздания. В частности, как не делать глупостей, пытаясь потратить (инвестировать) больше, чем имеешь;
  • Ликвидность компании. Как рассчитывается. О чем говорит;
  • Рентабельность как основной показатель эффективности. Виды рентабельности. Что показывают;
  • Показатели, не относящиеся к финансам (нефинансовые показатели эффективности);
  • Оценка вложенных средств и шагов в режиме реального времени;
  • Организационная структура и ее виды, место возникновения ответственности;
  • Центры финансовой ответственности (ЦФО): практическое использование концепции;
  • Три основных подхода в построении системы оплаты труда;
  • Какая связь между этапом развития компании с действующей системой оплаты труда;
  • Подходы в закреплении ответственности за показатели: процессный, проектный, функциональный и другие;
  • Коллективная и персональная ответственность за показатели;
  • Принципы каскадирования распределения ответственности за показатели;
  • Влияние людей на показатели и показатели на людей (кто кем управляет?);
  • Искусство расставлять акценты (как работают некорректно расставленные акценты в показателях);
  • Особенности сбора показателей на различных уровнях организации;
  • Методы работы с прогнозными показателями в период кризиса;
  • Как увязать систему оценки достижения показателей эффективности и систему оплаты труда;
  • Разработка моделей расчета переменной части заработной платы;
  • Теория и практика внедрения сложных систем оплаты труда, основанных на агрегированных и конкретных показателях.
Практическое задание: разработка KPI для конкретного ЦФО.

Никакой теории сегодня давать не буду, простите. Очень хочется еще немного полениться. В ближайшую пятницу – в Москву!

Искренне Ваша, Наталия Морозова.


***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 


Книжная полка

Дахаб-2014. Основной бизнес-лагерь. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Объявление в газете:
"Продам альпинистское снаряжение. Полный комплект, железо +одежда, хорошее состояние. Практически даром. Звонить:123-4567 с 20 до 22, если поднимет мужчина, пожалуйста, скажите, что не туда попали."