Телеграм-канал Михаила Рыбакова. Простые надежные технологии от А до Я. Практика.
Перейти

Анонсы - 2024

Выпуск 413. Михаил Рыбаков. Не продавайте – притягивайте!

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 15.06.2017

Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".

Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме …

Целыми днями нам пытаются что-то продать: от сотовой связи до жилья, от услуг продвижения в Интернет до успешности и личного счастья. И, черт возьми – как же это раздражает!

Конечно, у каждой компании есть базовая задача: привлекать клиентов, продавать им свой продукт, зарабатывая деньги собственникам и работникам. Это естественно и нормально. Раздражает другое – навязчивость рекламщиков и продавцов, растущая с каждым годом. Когда пытаются что-то впарить, мне как человеку (и как специалисту, развивающему свое Дело) наплевать на их «амбициозные планы развития» (или надежды на выживание) и вытекающие из них планы продаж. Мне важно удовлетворять свои реальные (а не навязанные) потребности при разумном соотношении цена/качество, желательно с удовольствием от общения с исполнителем и компанией, которая за ним стоит.

Есть два способа взаимодействия с рынком. Условно их можно назвать мужским и женским:
  • Активное навязывание потенциальным клиентам своих товаров и услуг. Впихнуть – и не важно «впихуемое» или «невпихуемое», нужно оно клиенту на самом деле или нет.
  • Привлечение, притягивание, приманивание. Пчела чувствует запах нужных цветов на расстоянии нескольких километров. Так и потенциальный клиент чувствует, что ему нужно и кто может помочь ему получить желаемое. Конечно, он может не быть экспертом, не понимать нюансов вашей сферы деятельности. Но в целом клиент всегда мудр – я постоянно убеждаюсь в этом.

Практическое задание. А как вы относитесь к агрессивным продажам и прочему маркетингу?

  • Когда пытаются навязать вам?
  • Когда пытаетесь навязать вы?


Почему продавцы навязывают? Причин много.

  • Неуважение к клиенту. На него плевать, он лишь дойная корова.
  • У компании нет продукта, который действительно ценен для клиентов. Или есть, но к нему довеском идет много всего, что клиенту нужно слабо.
  • Нет своей уникальности, фишки, которая отличала бы компанию и ее продукты от конкурентов.
  • Не развито умение притягивать к себе потенциальных клиентов. Компания и конкретные ее работники непривлекательны для рынка.
  • В продажах работают авторитарные сотрудники, не уважающие людей, не желающие и не умеющие выстраивать диалог, жестко продавливающие свои задачи (вообще-то не свои, а бизнеса, который их нанял).
  • Дурная система показателей, на основе которых руководители принимают решения. Особенно тех KPIs, которые влияют на материальную мотивацию коммерсантов. Часто способствуют выжиганию рынка и своих сотрудников.
  • Неумение выстраивать долгосрочные партнерские отношения с клиентами, когда довольны все стороны. Приходится вновь и вновь идти на рынок – искать очередных «лохов» и впаривать им свои «чудесные» товары и услуги. Прежние клиенты обходят такие компании за версту.
  • Бизнес-процессы не отстроены, часто дают сбои. Личный натиск продавцов и маркетинговое давление на рынок вынуждены компенсировать слабость работы остальных подразделений компании.
  • Нездоровая корпоративная культура. Собственники насилуют топов своими надуманными целями (зачастую порожденными банальной жадностью), те – среднее звено, а они в свою очередь – рядовых исполнителей. Естественно, это транслируется на внешний рынок: клиентов, партнеров и общество в целом.
  • Краткосрочное мышление – «после нас хоть потоп». Этому очень способствуют временщики среди руководителей и сотрудников. Если собственники считают людей расходным материалом, бумеранг возвращается и бьет больно.
  • Общая культура недоверия, пока весьма распространенная в нашем обществе. Она выражена и в пословицах: «Не обманешь – не продашь» (есть и более жесткие версии), «Два дурака: один продает – другой покупает» и т.д.
  • Отсутствие смысла в работе. Я не про формальную миссию на сайте, а про настоящий смысл, понимание ценности, пользы для рынка и общества от работы компании. В первую очередь у собственников, а потом уже и у всей команды. «Рубим бабло» – не работает, по крайней мере, долгосрочно.
    К сожалению, недостаток смысла жизни и деятельности – вообще бич современного человечества. Об этом еще Виктор Франкл писал (великий психотерапевт, выживший в концлагерях), и я в статье «Инстинкт – традиция – свобода».

Практическое задание. Что-то из этого относится к вашему бизнесу? К вам лично? К вашим топам?


Как же развивать бизнес, притягивать клиентов, а не навязываться?

Я не люблю стандартные советы, не верю в них. Поэтому, как всегда, даю направления для вашего размышления и практической работы.

  • Конечно, начинать лучше с корня: с себя. Собственникам бизнеса собраться и обсудить, какова ваша модель работы с рынком (впаривание или притягивание клиентов), в чем польза вашего бизнеса для клиентов, есть ли уникальность, и если да, то какая именно? Каковы ваши ценности? Не напоказ, а в самом деле. Вам может открыться очень много разного. Успешно провести повести подобную работу помогает профессиональный ведущий (модератор), желательно с квалификацией личного и группового психотерапевта.
  • После нужно обсудить эти темы с топами. Определить точки согласия и различий. Понять друг друга и договориться, насколько возможно (см. статью «Согласие в управленческой команде»). Только после этого можно выходить на работу со средним управленческим звеном и далее.
  • В расширенной команде проработать стратегические вопросы бизнеса: текущее положение, цели движения и путь к ним, клиентов и их потребности, продуктовую линейку, конкурентов, и т.д. Все это темы, затертые до дыр, но я очень редко вижу компании, у которых эти темы согласованы и команда слаженно работает едином направлении.
    Я планирую написать новую, третью, книгу – практикум по работе над стратегией. Есть чем поделиться, А пока можете изучить мою статью «Стратегия вашего бизнеса».
    Кстати, такая книга вам интересна? Купите, будете использовать?
  • Вот на этом прочном фундаменте можно основательно строить свой маркетинг, продажи, да и вообще работу бизнеса: процессы, проектную работу, оргструктуру, работу с персоналом и т.д. Естественно, не ломать то, что было прежде и помогло вам вывести бизнес на нынешний уровень. А эволюционно улучшать.
  • Конечно, важно работать не только в методическим слое, принимать умные решения и писать красивые документы. Человек – существо во многом иррациональное и бессознательное. И не станет выполнять, будет саботировать даже самые правильные решения, если в душе он против – даже если умом за. Что же говорить о компании – это отдельное «существо» со своим разумом, бессознательным и инстинктами. Все это нужно принимать во внимание при работе с бизнесом, учитывать при проведении организационных изменений. А собственникам и топам очень рекомендую регулярно работать с хорошим личным психотерапевтом.
  • Постепенно компания становится более живой и здоровой, более привлекательной для команды, клиентов и общества в целом. Как здоровый красивый человек. В вечном вопросе «быть или казаться» все более весомым, настоящим становится «быть».
  • Конечно, важно не просто быть ценными для рынка. Нужно доносить до рынка свою суть. Чтобы притягивались правильные: клиенты, партнеры, инвесторы… Может показаться, что это задача только PR-службы. Но это не так. Пиар компании происходит постоянно (хотите вы этого или нет): через рекламу, повседневное общение с клиентами и партнерами, ваши действия и бездействия в разных ситуациях и т.д. А уж каков этот пиар – зависит от вас и вашей команды.

Мы помогаем компаниям проходить этот путь.

В нашей команде консультантов мы стараемся именно притягивать правильных клиентов, партнеров. Не впаривать и даже не особо продавать (я как-то написал статью «Ненавижу продавать!», она актуальна и по сей день), а показывать, какие мы есть, каковы у нас ценности в работе и не только, рассказывать о технологиях, просвещать. Быть собой и жить в гармонии с окружающим миром.

***

Как вашей компании стать притягательной для правильных клиентов и сотрудников? Чтобы они приходили к вам, удерживались долго и приносили пользу, распространяли о вас добрую славу?

Приезжайте к нам в бизнес-лагерь для собственников и топов «Как навести порядок в бизнесе» с 26 июля в Этномире (Калужская область). Там вы  подробно на практике (на примерах своего бизнеса и компаний других участников) проработаете задачи, описанные в этой статье и не только. Лагерь пройдет в 15-ый раз. Участвуют представители разных отраслей России и стран СНГ: от холдингов до среднего и малого бизнеса – интересные увлеченные люди.

До 18 июня – добрая цена, успевайте оплатить свое участие. Приезжайте командой, это важно. Больше половины группы уже набрано.

Также Вы можете пригласить нас в свою компанию для работы с командой. В течение лета (в июле) у меня осталось время для одной-двух стратегических сессий. Дальше – только с середины сентября.

Практическое задание. Какие выводы вы сделали при работе над этой статьей?

Рекомендую написать сейчас «список добрых дел» и начать внедрять его прямо сегодня.


До встречи!

Отзывы участника бизнес-лагеря

Дмитрий Мазеин, совладелец и директор по развитию компании «Адванта Консалтинг» (разработка и внедрение ПО, консалтинг по постановке системы управления проектами), Екатеринбург
Бизнес-лагерь "Как навести порядок в своем бизнесе" Дахаб-2017


Наша компания занимается разработкой информационной системы управления проектами, внедрением системы и построением системного управления проектами. Мы наводим порядок не в бизнес-процессах, а в управлении проектами.

Компания растет очень быстро: за последние 4 года выросли в 8 раз. Сейчас поставили цель за ближайшие 3 года вырасти в 10 раз, поэтому стало понятно, что просто так такой большой рост не осуществить, нужны упорядоченные бизнес-процессы, необходимо, действительно, проработать качественно, до мелочей, все нюансы работы с клиентами: внедрение, разработки, чтобы мы могли действительно делать хороший продукт, предоставлять хороший сервис.

Я начал читать книгу Михаила Рыбакова. Увидел, что с одной стороны, очень понятные и простые вещи. С другой стороны, видна за каждым словом мудрость, которая идет от большого опыта внедрения в реальных компаниях этих методик. Сам я знаю тему бизнес-процессов, много раз описывал в разных компаниях как консультант и внутри компании. Но всегда было сложно остановиться, сложно выбрать оптимальный формат. У Михаила достаточно простая и понятная методика, и она работает. Это очень важно. И в ходе бизнес-лагеря я еще раз в этом убедился. Сам бизнес-лагерь помог прожить эти методики через работу в группах с коллегами из других компаний, через обсуждение этих методик с моими сотрудниками. Здесь я и мой партнер, плюс, два менеджера из нашей компании.

Рекомендую, кстати, ехать управленческой командой. Вы сможете зарядить всех едиными идеями, сможете сформировать общий язык и зарядиться на реализацию проекта формализации и структуризации процессов в компании. Это очень полезно.

Хороший формат бизнес-лагеря: и отдых, и учеба. Очень помогает, действительно, не перегрузить голову, дает время продумать те идеи, которые каждый день даются на тренинге. Очень лаконичный формат, очень рекомендую в этом формате участвовать. Будем эти методики использовать также в своих проектах, внедряя проектное управление у своих клиентов. Некоторые ноу-хау Михаила тоже используем, если он не будет против.

Рекомендую и книгу, и бизнес-лагерь, и реализовать наведение порядка в своем бизнесе. Уверен, что каждому из вас это даст что-то свое, но достаточно ценное.

Спасибо!

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 

Книжная полка

Дахаб-2013. Основной бизнес-лагерь.. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Мужик с воздушного шара обращается к мужику внизу:
- Эй, милейший, я опаздываю на срочную встречу и не знаю, куда меня
занесло! Не подскажете ли, где я нахожусь?
- Вы находитесь на воздушном шаре.
- А, опять программист…
- Да, а как вы догадались?
- Ответ ваш был столь же точен, сколь и бесполезен. Вот, теперь я из-за
вас опоздаю на встречу, на которой обещал точно быть.
- А вы, наверное, менеджер?
- Да, а как догадались вы?
- Ну, по целому ряду признаков. Вы не имеете ни малейшего понятия, где
находитесь, куда двигаетесь, и как вы сюда попали. На высоту вас поднял
пузырь, надутый воздухом. Вы даете обещания, которые не только не в
состоянии выполнить, но даже не знаете, как это вообще можно сделать.
При этом вы считаете, что те, кто находится ниже вас, обязаны выполнять
эти обещания за вас. И, наконец, после разговора со мной ваше положение
ничуть не изменилось, но теперь в этом почему-то виноват я.