Описание и улучшение организационной структуры
Организационная структура организации – это ее «костяк». Неслучайно большинство руководителей начинают рассказ о своей компании именно с нее. Вокруг структуры ломают копья, ее многократно перекраивают.
Однако оргструктура – лишь статический взгляд на организацию. Реально вся работа выполнятся бизнес-процессами и проектами, для которых структура компании является лишь территорией, по которой они «протекают». Причем большинство процессов протекают через несколько подразделений и/или должностей ("сквозные" процессы).
Эффективность компании зависит от того, как в ней выстроены процессы. Организационная структура может как способствовать их выполнению, так и мешать. Часто, увы, мешает. А ее бесконечные переделки напоминают попытки найти ночью кошелек не там, где потеряли, а там, где светло.
Каковы основные проблемы орструктур?
- Во многих компаниях структура не описана или описание не соответствует действительности.
- Основные сбои происходят на стыках подразделений / должностей. Чем больше стыков, и чем они хуже организованы, тем больше накладок.
- За конкретный процесс в большинстве организаций никто не отвечает. Как у Аркадия Райкина: пуговицы пришиты отлично, а костюм носить невозможно.
- Часто подразделения создаются и укрупняются, исходя из амбиций их руководителей, а не пользы дела: чем больше отдел, тем больше власть его шефа.
- Часто структура очень громоздкая и/или нелогичная. Многие подразделения и должности возникли и развиваются исторически. Порой их создавали под конкретного человека.
Поэтому заниматься отладкой структуры компании до того, как в ней описаны процессы (хотя бы основные) – нонсенс. Как правило, типовой проект по наведению порядка в бизнесе выглядит так:
- Постановка целей владельцами и/или топ-менеджментом
- Описание и отладка бизнес-процессов
- Оптимизация оргструктуры
- Циклическое повторение пунктов 2 и 3 (прочтите статью "Оргструктура и бизнес-процессы – костяк вашего бизнеса")
- Дальнейшие шаги: выстраивание системы мотивации персонала и т.д.
Как правило, при формализации и оптимизации оргструктуры вырабатываются следующие документы:
- Органиграмма (схема вложенности подразделений и должностей)
- Положения о подразделениях
- Должностные инструкции.
В вашем бизнесе
Изменение бизнес-процессов и оргструктуры – вещь очень тонкая, и можно наломать немало дров.
Очень важно вовлечь в эти изменения управленческую команду вашей компании, учесть их мнения. Лучше всего делать это во время стратегической (рабочей) сессии.
Рекомендуем
Изучите теорию (со множеством практических заданий): книге Михаила Рыбакова "Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум" настройке оргструктуры посвящена глава 5.
Научитесь отлаживать оргструктуру на практике - живых примерах из своего бизнеса. Основной бизнес-лагерь "Как навести порядок в своем бизнесе" - системное обучение для собственников и топов. Там участники тренируются выстраивать оптимальную оргструктуру - на основе целей и стратегии компании, ее бизнес-процессов и т.д. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.