Выпуск 183. Виктор Лучков. Сержанты, Офицеры и Генералы в Системе продаж
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 26.06.2012
Виктор Лучков – практикующий консультант по внедрению и оптимизации бизнес-процессов предприятий. 23 года личных продаж, 18 лет - опыт управления и 8 лет - опыт консультанта. Автор более 30 публикаций в деловой прессе. Провел более 400 мероприятий: тренингов, семинаров и стратегических сессий, на которых обучено около 5000 участников.Виктор: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Военная история и практика – кладезь управленческих решений, а Устав – пример лучшего Стандарта. Я не собираюсь в этой статье идеализировать армейскую действительность. В ней много изъянов, но идея статьи в другом. Любая Армия живет по Уставу, в этом ее сила! Армейские Уставы написаны кровью, Стандарты в Бизнесе – убытками и типовыми проблемами. Тысячелетний опыт военных систем как минимум стоит нашего внимания, если мы хотим выстроить отличную управленческую среду в своем бизнесе.
Это вторая статья в цикле подготовки к тематическому лагерю «Создание системы маркетинга и продаж». Продолжая тему Живых продаж, сегодня мы перейдем от рядовых исполнителей к их командирам. Так же как и в первой статье, предусмотрены бонусы активным читателям.
1) Бесплатная скайп-консультация - всем, кто пришлет запрос на консультацию в день выхода статьи в рассылке. Запрос необходимо сделать через мой сайт www.victorluchkov.ru. На сайте есть соответствующий раздел.
2) Схема типовой структуры коммерческой службы с функционалом всех руководителей и сотрудников (назначение должности и типовые задачи сотрудника) - всем, кто выполнит задания! Срок для выполнения заданий – только 3 дня. Задания высылайте мне на электронную почту.
***
Почему тема армейская? Лично мне она близка. 7 лет юности я отдал Армии. В прошлом кадровый офицер. Армейская тема близка и многим руководителям. Парадокс заключается в том, что она интересна даже людям, которые не служили. Тема острая и жизненная, где все без прикрас - впрочем, также как и в продажах. Живой Солдат и Живой Продавец, всё лучше Мертвого.
От чего зависит успех в управлении? С одной стороны, это жизнь по Уставу или по Стандартам. С другой стороны, это личность руководителя или командира.
Задание 1.
Напишите, что в вашей Системе продаж зависит от точного исполнения Стандартов? А что зависит от личности руководителей? Какие у вас внедрены стандарты?
***
Что зависит от Устава, а что от Личности командира? От Устава зависит тот перечень управленческих инструментов, которые должен освоить командир. Но нельзя решить все задачи с помощью стандартных управленческих инструментов. От Личности руководителя зависит его я лидерский потенциал. И главное - насколько руководитель способен мотивировать своих сотрудников на определенные действия и результат. Напрашивается простой вывод – не каждый способен стать руководителем. Нужна как Система, так и наличие лидерских качеств. Как инструменты руководителя, так и самомотивация руководителя на достижение результата. В системе все взаимосвязано.
Про личности и инструменты мы продолжим разговор в следующих статьях. А сегодня один из главных элементов системы управления – Вертикаль власти. Без нее ни лидерские качества, ни Стандарты работы не приводят продажи к ожидаемым результатам.
Власть стара как мир! И так много сделано в этом мире для укрепления и сохранения власти. Обычная оргструктура в первую очередь заточена на поддержание единовластия в организации. В нормальную оргструктуру всегда зашита Вертикаль власти. Типовая проблема структур коммерческих служб – отсутствие элементарной Вертикали власти. В чем это выражается? Есть коммерческий директор, но нет руководителя отдела продаж. Есть руководитель отдела продаж, но нет коммерческого директора. До боли знакомая практика. Кому-то денег жалко на дополнительного руководителя, кому-то просто непонятно что он должен делать полезного на своей позиции. Бывают еще хуже перекосы – руководители без подчиненных.
Задание 2.
Нарисуйте структуру своей коммерческой службы, укажите в ней все подразделения, которые каким-либо образом взаимодействуют с клиентами, всех руководителей и сотрудников этих подразделений. Напишите назначение каждой должности, и за что конкретно отвечает каждый сотрудник.
***
Для создания нормальной Вертикали власти нам требуется три категории руководителей:
1) верхнее звено
2) среднее звено
3) линейное или оперативное звено
Верхнее звено – генералы или генеральные директора. Среднее звено – офицеры или коммерческие директора. Линейное звено – сержанты или руководители отделов продаж, супервайзеры.
В продажах крайне необходимы все три категории руководителей. У каждого свой уникальный функционал. Одна из основных проблем в Управлении продажами – совмещение одним руководителем функций всех трех категорий. Допустимое исключение для малого бизнеса - Генерал может выполнять функцию Офицера. Т.е. мы вместо трех уровней в Вертикали власти допускаем только два. Категорически неприемлемо совмещать функцию Сержанта (руководителя отдела) кому-то из верхних руководителей.
Почему так категорично, спросите вы? Каждому уровню Вертикали власти соответствует свой уровень полномочий и ответственности:
1) стратегический уровень управления
2) тактический уровень управления
3) оперативный уровень управления
Совмещение любых двух уровней приводит к наделению одного руководителя двумя видами ответственности: например, совмещение Сержанта (Руководителя отдела) и Офицера (Коммерческого директора) вынуждает руководителя отвечать как за Процесс продаж отдельными сотрудниками, так и за Плановые показатели бизнеса в целом. Угадайте, в каком направлении будет перекос в ответственности? Правильно, в пользу Планов продаж. Стандартизированный процесс продаж гарантированно пострадает. Звучит примерно так: «Делайте планы продаж любыми способами! Как вы будете продавать, меня не волнует!»
Знакомая картина? До боли!
Что имеем? Имеем отсутствие нормальных руководителей в продажах! Редкие бизнесы, как исключение, могут похвастаться сильными руководителями в Системе продаж. Но и в этих бизнесах не все расставлено по полочкам, функции руководителей могут быть не прописаны вообще и зачастую сводятся к возможностям конкретных людей, но совершенно не учитывают реалии бизнеса и те задачи, которые они должны решать.
Задание 3.
Используя структуру коммерческой службы из Задания 2, напишите три уровня Вертикали власти. Какие руководители в компании конкретно отвечают за каждый из уровней. Кого сейчас не хватает в вашей Вертикали власти? Почему? Что планируете сделать, чтобы устранить дефицит руководителей в коммерческой службе?
***
Выполнили все три задания? Отлично.
Ух, нагнал я на Вас проблем. Действительно, иерархия власти - тема больная и злободневная. Поговорим о возможных решениях. Что нужно сделать, чтобы создать в Вашей компании эффективную Вертикаль власти?
1. Определить и записать стратегический блок для бизнеса в целом. Определить роль коммерческой службы в выполнении стратегии компании.
Что должно быть в стратегическом блоке?
– стратегическая цель компании на ближайшие 5-7 лет;
– основные проблемы компании, которые необходимо решить за 5-7 лет, чтобы достичь стратегической цели;
– декомпозировать стратегическую цель на 5-7 стратегических задач, выполнение которых решает основные проблемы компании и гарантирует достижение стратегической цели;
– путь к стратегической цели, разделенный на отрезки по 1 году с промежуточными целями и задачами.
2. Скорректировать оргструктуру коммерческой службы с учетом наличия в ней Вертикали власти. Вертикаль должна состоять из 2 или 3 уровней: генеральный директор – коммерческий директор – руководители отделов продаж.
Основные принципы формирования структуры коммерческой службы:
– в структуре однозначно прослеживается подчиненность;
– в структуре «зашита» зона ответственности каждого уровня власти и каждого сотрудника;
– структура учитывает специализацию каждого подразделения;
– структура оптимизируется под основные потоки коммуникаций с клиентами: входящий поток, исходящий поток, смешанный поток;
– грамотная структура облегчает прохождение всех бизнес-процессов.
3. Разделить зоны ответственности между разными уровнями управления. Оптимизировать функционал руководителей и подразделений: цель (назначение), текущие задачи, за выполнение которых отвечает руководитель на данном уровне власти.
Основные принципы разделения функционала:
– на каждом уровне (у каждого подразделения, руководителя или сотрудника) есть только ОДНА цель;
– цель может быть как текущая (регулярная), так и нерегулярная, например, стратегическая;
– каждый руководитель и сотрудник ОТВЕЧАЕТ за достижение своей цели;
– ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за достижение цели обязательно составляет основу МОТИВАЦИИ сотрудника или руководителя;
– при разделении зон ответственности необходимо обеспечить ответственность: как за РЕЗУЛЬТАТ, так и за ПРОЦЕСС;
– за общий результат продаж обычно отвечает коммерческий директор, а за сам процесс продаж и за результаты своих подчиненных отвечают руководители отделов;
– цель каждого вышестоящего руководителя декомпозируется на ряд задач (обычно от 3 до 7);
– задачи вышестоящего руководителя делегируются нижестоящим руководителям и становятся целями: либо их подразделений, либо их подчиненных.
4. Создание и внедрение инструментов руководителей, или управленческих инструментов.
Основные принципы создания управленческих инструментов:
– любой инструмент создается для упрощения действий руководителя, а также он должен повышать личную эффективность руководителя, экономить время и улучшать контроль;
– инструмент находится на третьем (нижнем) уровне Пирамиды управления: «цель-задачи-действия»;
– использование одного инструмента обычно нацелено на решение сразу нескольких задач данного руководителя;
– инструменты используются только в комплексе с другими инструментами: и своими, и инструментами вышестоящих и нижестоящих сотрудников компании;
– каждый инструмент, который вы создали сами или у кого-либо переняли, обязательно должен быть внедрен;
– руководитель в ходе внедрения комплекса инструментов обязан пройти профессиональное обучение использованию инструментов;
– в ряде случаев требуется освоение инструментов своего руководителя и его подчиненными, например, для повышения результативности обычной планерки необходимо провести совместное обучение руководителя и его подчиненных;
– инструментов должны ежедневно использоваться на практике.
5. Создание инструментов по поддержанию управленческой системы в работоспособном состоянии.
Краткое резюме. В каждом бизнесе необходима Вертикаль власти. Отсутствие Вертикали власти приводит к снижению управляемости бизнеса в целом и продаж в частности. Вертикаль власти состоит из 3 уровней управления. Руководителей каждого уровня мы назвали: Генерал, Офицер, Сержант. Между руководителями разделены зоны ответственности: Генерал – стратегические решения в продажах, Офицер – общие результаты продаж, Сержант – выполнение процесса продаж по стандартам и личные результаты подчиненных. Ответственность – основа мотивации. Структура подразделений неразрывно связана с функционалом руководителей и сотрудников данных подразделений. Грамотно созданная структура позволяет «жестко зашить» делегирование в функционал каждого сотрудника, минимизировать затраты на регулярную постановку задач. Помимо ответственности, функционал каждого руководителя должен содержать набор действий, выполнение которых с высокой вероятностью приводят к решению задач и достижению цели. Набор действий руководителя усиливаем и стандартизируем с помощью комплекса управленческих инструментов. Инструменты должны быть внедрены, освоены и применяться в ежедневной управленческой практике руководителя.
***
Вам интересно создать мощную Вертикаль власти в своем бизнесе? Если ваш ответ ДА, воспользуйтесь отличной возможностью – уже в августе сего года принять участие в Тематическом лагере «Создание системы маркетинга и продаж» на Угре. Глубоко изучить данную тему и сделать практические наработки, которые можно будет внедрить в жизнь своего бизнеса сразу же после лагеря.
Жду Вас на страницах моего персонального сайта www.victorluchkov.ru. В разделе «Бесплатные материалы» доступен новый тест «Самодиагностика системы продаж» - заказывайте!
Успехов в продажах!*****
Как Вам навести порядок в своем бизнесе и выстроить эффективную систему продаж?
- Для начала изучите наши материалы по этой теме, там все описано очень подробно.
- Приезжайте на наши бизнес-лагеря и другие мероприятия. Там вы подробно проработаете всю технологию наведения порядка на живых примерах из своего бизнеса, выстроите в голове четкую систему, вовлечете в изменения своих партнеров и топов. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.
Мы проводим лагеря дважды в год: в июле-августе в России на природе и в феврале-марте в теплых странах у моря. Смотрите расписание.
Заодно отдохнете, наберетесь сил и энергии, хорошо проведете время с семьей, познакомитесь с интересными людьми. - Участвуйте в бизнес-лагерях по созданию системы продаж:
- Бизнес-лагерь "Создание системы продаж. Часть-1" (7 дней, 2 раза в году на выезде)
Бизнес-лагерь "Создание системы продаж. Часть-2. Усиление продаж" (7 дней, дважды в году на выезде)
- Бизнес-лагерь "Создание системы продаж. Часть-1" (7 дней, 2 раза в году на выезде)
- Пригласите нас в свою компанию для проведения стратегической сессии - она необходима для успешного старта проекта по наведению порядка. Чтобы сделать все правильно по методикам, а также - вовлечь вашу команду в изменения, преодолеть естественное сопротивление.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru