Выпуск 473. Михаил Рыбаков. Две стратегии изменений
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 18.06.2019
Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме …
Классический, жесткий подход к внедрению изменений выглядит так:
1. Сначала процесс (или оргструктуру и т. д.) описывают «как есть» (состояние «AS IS»).
2. Потом проектируют «как должно быть» (состояние «TO BE»).
3. После этого пытаются внедрить улучшенную версию.
Какие минусы у такого подхода?
- Описание бизнеса «как есть» – занятие долгое и трудоемкое, а польза его очень сомнительна. Вот представьте, что вы1 изучали компанию, положим, месяц. В конце получили кипу отчетов, которые кратко презентуете руководству. Ну и что толку? Что со всем этим делать? Это выгодно консультантам, но приносит очень мало пользы компании. Зачастую и вред, т. к. в процессе описания руководителей и сотрудников компании отвлекают от работы, а результат все равно создается промежуточный. В итоге люди разочаровываются, и когда доходит до реальных перемен, они уже перестают верить в улучшения и консультантов2.
- Часто в процессе описания уже возникает желание сделать какие-то улучшения, но при такой технологии – нельзя! Кстати, описание «как есть» вообще часто является фикцией, т. к. процессы в компании зачастую протекают по-разному (в зависимости от конкретного филиала, сотрудника, его настроения и т. д.).
- Проектирование новых процессов часто выполняют консультанты и / или руководители в «кабинетном режиме», без контакта с теми, кто в этих процессах реально участвует. А потом выясняется, что в предложенных улучшениях не учтено множество нюансов, и попытки «натянуть» идеал на реальную компанию приводят к провалу. Поскольку сотрудники компании не участвовали в проектировании новых процессов, то в ходе внедрения начинается их активное и пассивное сопротивление.
Описанный выше подход мы называем революционным3.
А при работе с клиентами используем другой – более мягкий и результативный – эволюционный.
1. Команда описывает процесс, отталкиваясь от того, как он протекает сегодня, но «с прицелом» на ближайшее будущее: как есть + ЗБР4. То есть таким, каким он должен стать в течение ближайшего месяца-трех. В обсуждении процесса участвуют все связанные с ним руководители и ключевые сотрудники. По ходу они выдвигают предложения, которые, во-первых, хорошо обоснованы, а во-вторых, будут вызывать гораздо меньше сопротивления при внедрении.
2. Как только вы определили, кто архитектор процесса (или видения, оргструктуры и пр.), он становится ответственным за его описание и развитие, лидером рабочей группы.
Таким образом:
- ответственность за внедрение остается в компании, а не на консультантах5;
- АП получает хорошую мотивацию: теперь он может проявить себя в полезном интересном деле, внести ценный вклад в бизнес, да еще и отладить стыки со смежниками (зачастую они входят в рабочую группу по процессу), решить застарелые конфликты;
- высшее руководство компании освобождается от основного объема работы по улучшению, оставляя за собой создание общей архитектуры компании и контроль ее развития.
3. Команда постепенно внедряет процесс.
- Сначала проводит несколько практических «прогонов», в ходе которых выявляются недочеты, не замеченные раньше. Так процессы оттачивают, доводят до ума. Чем важнее изменение, тем более тщательно нужно его тестировать на практике, чтобы не наломать дров. Но и в идеализм улетать не стоит.
- Когда новый процесс показал хорошие результаты, руководство утверждает его. С этого момента начинается его внедрение во всей компании.
- Нужно проинформировать о новом порядке работы всех, кого это касается. Просто разослать обновленный процесс сотрудникам на почту или раздать под роспись – недостаточно: это фикция, а не внедрение.
Желательно провести краткие внедренческие тренинги, на практике обучить людей работать в новом процессе. В одной компании, учредители которой – бывшие офицеры, это назвали учениями по аналогии с армией. Руководители сразу поняли, о чем идет речь, воодушевились и запланировали ближайшую тренировку для команды. Вот как важно говорить на понятном для людей языке!
После этого обычно проводят оценку того, насколько сотрудники готовы работать по-новому. - После внедрения новшество становится обязательным к применению. Нужно контролировать, особенно в первое время, что работники действительно работают по-новому.
4. Изменение отражают в архитектурной библиотеке компании.
5. Людям важно видеть успехи, гордиться ими. Почаще замечайте и обсуждайте с командой изменения и улучшения – у сотрудников (да и у вас) будет больше энтузиазма двигаться дальше.
Последовательное и разумное применение этого нехитрого алгоритма изменений творит чудеса.
Практическое задание Какую стратегию изменений вы используете в своем бизнесе? Случалось ли вам и вашей команде устраивать «революцию» в компании? К чему это приводило? Есть ли живые примеры эволюционных изменений? Потренируйтесь развивать бизнес эволюционно. Например, на одном из процессов, которые вы описывали при работе над третьей главой книги. Или на чем-то другом: главное, чтобы это было важно вам прямо сейчас. Тогда будет и вдохновение, и упорство, и результаты. Дойдите до реального внедрения и устойчивых результатов.
Создайте и обкатайте свой алгоритм эволюционного управления изменениями: с учетом специфики вашего бизнеса и команды. |
Мы обучаем эволюционному подходу к улучшениям и помогаем его внедрить. На стратегических сессиях и трансформационных мероприятиях:
- 19ый бизнес-лагерь "Как навести порядок в бизнесе, оживить и вовлечь команду" 25 июля - 4 августа в Этномире под Калугой на свежем воздухе. До конца июня добрая цена. Командам - скидки. Еще есть несколько мест.
- Глубокий авторский курс "Гештальт-консультирование организаций" для бизнес-консультантов и тренеров, психотерапевтов, собственников бизнеса и топов с 28-29 сентября в Подмосковье. Скидки за раннюю регистрацию до конца июня.
- 3ий интенсив "Стратегия бизнеса: как создать и воплотить ее в жизнь" в Чирали на юге Турции у ласкового моря 8-14 ноября.
- И, конечно, на стратегических сессиях с командой вашей организации. В вашем регионе или ином красивом месте. Сейчас мы активно планируем осень, там еще есть свободные даты. Это самое загруженное время года, ближе к делу все время будет расписано - успевайте забронировать даты.
Отзывы участников
Денис Лазуков, г. Кингисепп. Собственник транспортной компании ЛИК (аренда специальной дорожной техники)
Бизнес-лагеря Угра-2014 и Этномир-2018
Я прохожу этот лагерь уже второй раз. Первый мой опыт прохождения лагеря был в 2014 году, когда наша компании была на стадии становления и развития. В этом году я прошел лагерь во второй раз, получил очередной глубокий вдох, посмотрел на ситуацию, на свой бизнес, на все происходящее сверху. Это была одна из основных целей моего участия в лагере. Поэтому и вам рекомендую приехать, попробовать, ощутить. За 10 дней по соотношению цены и качества вы получите достаточно разумный, внушительный инструментарий для управления своим бизнесом. Это я вам гарантирую, иначе я бы не приехал сюда второй раз.
Ну а в целом, здесь собираются очень гениальные, очень открытые, талантливые, а самое главное, искренние люди, которые делятся своим опытом, своими навыками, своими способностями, что тоже в нашей жизни бывает бесценно. Поэтому собирайтесь, приезжайте, не пожалеете!
Алексей Бояршинов, г. Москва. Собственник компании «Корада» (внедрение учетных систем на платформе 1С. Консалтинг)
Бизнес-лагерь Этномир-2018
"Облако" мыслей, которое было до лагеря, здесь структурируется и раскладывается в четкую систему и понимание, что делать. Поэтому, просто для того, чтобы все структурировать, все собрать воедино, собрать все инструменты и наконец сделать какие-то вещи, которые сделать не удавалось, ехать сюда стоит однозначно. В своей компании ты знаешь, что тебе нужно написать про стратегию, ты знаешь, что тебе нужно написать план, ты все понимаешь, но ты этого не делаешь. Ты всегда это откладываешь, потому что у тебя накрывает текучкой. А здесь тебя просто вытащили, и ты 9 дней - с перерывами между этими днями – ты вынужден это делать и ты делаешь. И в этом огромная польза для всех, кто погряз в оперативке, кто понимает, как надо, но, тем не менее, ничего не может сделать до конца. Здесь тебя просто заставят сделать до конца.
Второй важный момент: я свою супругу – партнера по бизнесу и оперативного руководителя – долго прокачивал, рассказывал, мы вместе читали книжки и проводили стратсессии. А вот здесь набралась критическая масса, произошел ее рост. Я увидел, что она стала мыслить по-другому, мыслить, как исполнительный директор, а не просто руководитель кучи проектов и делатель самых важных задач в компании. У нее появились принципиально другие мысли, принципиально другие идеи. И даже если бы я для себя никакой пользы не вынес, то ради того, какую пользу вынесла она, стоило бы сюда съездить вдвоем.
На бизнес-лагере собираются потрясающие участники. Это и директора, и собственники от малого бизнеса до компаний с миллиардными оборотами. Сферы абсолютно разные: услуги, производство, сервис, инжиниринговые проекты. Все интересные люди и со всеми безумно интересно общаться и смотреть, как люди приходят к успеху, к той точке, в которой сейчас находятся, и куда они планируют идти дальше. Ну и кроме этого - неформальные отношения, возможность пообщаться за чашкой кофе или за обедом, что-то обсудить, поспорить, потом помириться. И если вы делаете полезный для другого бизнеса продукт, не исключено, что вы здесь найдете клиентов, партнеров или поставщиков.
Я всем рекомендую участвовать в бизнес-лагере. Спасибо!
***
Примечания к статье
1. Или нанятые вами консультанты.
2. Вообще не нужно просить консультантов описать ваш бизнес за вас. Это пустое. «Волшебные таблетки» не приносят пользы. Хороший консультант может сильно помочь вашей команде. Но делать за вас он никогда не станет.
3. См. книги Майкла Хаммера по реинжинирингу.
5. Если вы «повесите» на консультанта ответственность за изменения вашего бизнеса, то проект обречен на провал.
В статье использован фрагмент из книги "Как навести порядок в своем бизнесе".
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru