Анонсы - 2024

Выпуск 480. Наталия Морозова. Это сладкое слово «маржа»

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 22.08.2019

IMG_20190727_210807.jpgНаталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книг "Об "упрощенке" за рюмкой чая" и "О финансах легко и непринужденно". Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме… 

Недавно поняла, что участие в бизнес-лагере "Эффективное управление финансами - Дагомыс-2019" будет полезно не только собственникам и руководителям компаний, но и коммерческим директорам. Ведь понимание того, как именно образуется и расходуется прибыль, сделает и их работу, и работу их подчиненных более осознанной. И почти наверняка, более эффективной. 

А началось все с того, что передо мной была поставлена интересная задача: «надо объяснить менеджерам крупной компании глубинные причины того, что не стОит регулярно приходить к руководству и просить снизить минимальную цену отгружаемого товара. Объяснить, откуда взялась эта цифра и что за ней кроется». Задача понятна, ведь если у сотрудников нет понимания, то очень хочется запрет обойти, ведь у них есть своя правда, которая кажется логичной (поддержка лояльности клиента, например). А цифра - да кто ж ее знает, откуда взялась. 

И мне это понятно, сама не люблю выполнять правила, смысла которых не понимаю. Нужно, чтобы стало кристально ясно, что от данной прибыли напрямую зависит маржинальная прибыль компании, которая тратится на различные косвенные (накладные) расходы и т.д. и т.п. И если хочешь уменьшить маржинальную прибыль, не ущемляя интересы собственника, надо придумать, как урезать косвенные расходы.

А значит, необходимо разобраться в структуре прибыли, в различных ее видах. Ведь прибыль бывает разная: маржинальная, операционная, чистая, EBITDA и так далее.

А что есть прибыль? Прибыль – это доходы минус расходы. С обсуждения видов расходов я и предлагаю начать.

Далее цитирую 7 главу своей книги “О финансах легко и непринужденно”.

«Расходы делятся на прямые и косвенные (они же накладные).

И прямые, и косвенные расходы делятся на переменные и постоянные.

Разделение расходов на переменные и постоянные мы подробно рассмотрели в статье «Точка безубыточности», а здесь поговорим о разделении расходов на прямые и косвенные.

Прямые расходы – расходы, непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, продажей товаров. Они полностью переносятся на себестоимость каждой единицы произведенной продукции, проданного товара.

Без этих расходов компания получать прибыль не может.

Для торговых организаций прямым расходом будет являться покупная стоимость товаров.

Для производства прямыми расходами будут являться: стоимость сырья и материалов, из которых изготавливается продукция; амортизация основных средств, используемых в процессе производства; расходы на заработную плату тех сотрудников, которые непосредственно продукцию производят; отчисления в фонды с этой заработной платы.

Поскольку мы говорим о финансах с точки зрения управленческого учета (УУ) как наиболее адекватного и полезного для собственника, то к прямым могут быть отнесены и некоторые другие расходы.

Кто-то относит к прямым расходам стоимость доставки товаров на склад, если транспортные расходы однозначно относятся к определенным товарам, кто-то еще и бонусы продавцов, которые начисляются за реализацию конкретного товара.

Обычно прямым расходам уделяется достаточно внимания, так как их доля велика, бизнес без них невозможен.

Но в своей практике я встречала менеджеров, закупающих как сырье, так и товары не по оптимальным ценам, а по завышенным. Причины были разные: от банальной лени до получения откатов. Поэтому, как говорится, доверяй, но проверяй.

Косвенные, они же накладные, расходы – это все остальные расходы, необходимые для осуществления производственной или торговой деятельности. Они не относятся напрямую на себестоимость каждого конкретного продукта, выпускаемого предприятием, или на себестоимость проданного товара.

Это и зарплата административно-управленческого персонала (АУП), и взносы с зарплаты АУП, и арендные платежи, и общехозяйственные расходы, и налоги, и расходы на рекламу, и многое, многое другое.

Помните термодинамику? Энтропия (степень неупорядоченности) увеличивается самопроизвольно.

Так вот и косвенные расходы непрерывно стремятся вырасти».

Продолжение следует…

Искренне Ваша, Наталия Морозова.

P.S. Лето выдалось насыщенным: новые законы, новые инструкции, интересная арбитражная практика. Тренды сезона не изменились: «дробление бизнеса и необоснованная налоговая выгода» и «должная осмотрительность», а еще и борьба с серыми зарплатами набирает обороты. 20 сентября, в Москве, состоится мой однодневный Практикум «Налоговая безопасность и проверки в компании». Если хотите испортить настроение, но стать более защищенными, присоединяйтесь. Практикум, как всегда, кулуарный (участники не более чем из 10 компаний).

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 


Книжная полка

Дахаб-2013. Тематические бизнес-лагеря. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
В магазине:
— У вас пряники свежие?
— Hет, старые, заплесневевшие, второй год лежат.
— А печенье?
— Знаете, возьмите лучше пряники.