Корпоративная культура
Бесплатный дистанционный курс "Эффективное управление персоналом"
Вокруг корпоративной культуры сложено много мифов. Часто считается, что это – некая данность, которой практически невозможно управлять.
А управлять надо – поэтому организуют различные "корпоративные" увеселительные мероприятия - как правило, с высоким содержанием алкоголя. Или пейтбол, или всякие "веревочные тренинги" и иные прыжки в мешках по полю. К чему это приводит?
Объединяет людей вокруг целей, далеких от целей бизнеса, прививает им вредные шаблоны поведения, возрастает роль неформальных лидеров. В пейнтболе - коллеги "расстреливают" друг друга, своих руководителей и подчиненных, сотрудников других подразделений.
И все это за счет компании, а точнее - ее владельцев. Приносит ли это пользу бизнесу и команде - вопрос.
На самом деле корпоративная культура – это то, как живет компания и люди в ней. Это:
- дух компании
- атмосфера, которая царит в кабинетах и коридорах, в магазинах и на складах
- традиции, ритуалы, привычки
- шаблоны, модели поведения, которые определяют повседневные действия сотрудников.
- любят компанию или ненавидят
- общаются друг с другом открыто, или плетут интриги и за глаза перемывают друг другу кости
- выполняют поручения руководства и просьбы коллег старательно, или для галочки, а по возможности "забивают" на них
- приходят на работу и на деловые встречи вовремя, или опаздывают, а то и вообще забывают
- как одеваются
- и т.д.
Культура бывает приятная и отталкивающая. Эффективная для компании или вредоносная.
На нее влияет очень много факторов, например:
- личный пример высших руководителей компании и далее по иерархии
- принятый де-факто стиль руководства и принятия решений
- порядок в компании или бардак
- система мотивации работников
- их обучение, или отсутствие такового.
Культуру компании можно формировать. А если она уже сложилась, то постепенно трансформировать.
Можно пытаться насаждать культуру сверху. Часто это сопровождается разработкой и принятием документов, таких как Миссия, Корпоративный кодекс, Философия компании.
Однако по опыту, несмотря на масштабность подобных проектов, это работает слабо. Люди покивают головами, распишутся в колонке "ознакомлен" - и будут жить и работать по-прежнему.
Как же изменить культуру компании?
Постепенно:
- изменять стиль руководства, отношение к работникам и клиентам
- наводить в компании порядок
- вовлекать людей в развитие бизнеса
- помогать им сформировать новые привычки.
Но проще сказать, чем сделать. По опыту, всегда возникает сопротивление к изменениям. И чем сильнее давят сверху, тем активнее и изощреннее сопротивление - сила действия равна силе противодействия.
В вашей компании
По нашему опыту, самый действенный способ изменить культуру - объединить руководителей и сотрудников компании вокруг общего полезного дела: проекта по наведению порядка в бизнесе. Тогда изменения культуры происходят исподволь, как бы сами собой. Незаметно - на фоне решения более важных для бизнеса задач. Однако уже спустя несколько месяцев улучшение атмосферы в компании становится очевидным.
Работа проходит в формате ключевых событий - стратегических (рабочих) сессий. А в промежутках между ними идет активная деятельность рабочих групп, решающих конкретные бизнес-задачи.
Именно в ходе такой работы и происходят "чудеса" - люди начинают слышать друг друга, договариваться, повышается их включенность в дела компании, они начинают лучше соображать, и многое другое. А это и есть изменение культуры.
Естественно, нужно грамотно запустить этот процесс, и поддерживать его, чтобы не ушел в песок. Это непросто, и требует от первых лиц компании воли и разумной настойчивости.
Рекомендуем
Изучить теорию (со множеством практических заданий):
- Статьи Михаила Рыбакова:
- Информацию про стратегические сессии и сопротивление изменениям
- Материалы по наведению порядка в своем бизнесе
- Бесплатный дистанционный курс "Эффективное управление персоналом".
- Основной бизнес-лагерь "Как навести порядок в своем бизнесе" - системное обучение для собственников и топов. Там участники тренируются трансформировать культуру своей компании, проживают ее изменения на практике. По опыту сотен бизнесменов, после обучения на лагере гораздо проще навести порядок в своей компании.