Создание системы мотивации
Мотивация персонала – больной вопрос для большинства компаний. Каждый руководитель решает его по-своему. Во многих организациях в этой области творится настоящий бардак: или платят работникам «с барского плеча», или же внедряют то одну, то другую схему, в надежде найти у сотрудников «волшебную кнопку». Однако, как правило, результаты оставляют желать лучшего.
Хорошая система:
- Мотивирует сотрудников делать то, что нужно компании, причем с энтузиазмом.
- Позволяет хорошим работникам зарабатывать много, а плохим – мало. Слабейших вынуждает уволиться.
- Экономит деньги компании (владельца).
- Работает «автоматически», требуя от руководства минимума «ручного управления».
Основные этапы создания грамотной системы мотивации
(Иногда некоторые шаги можно пропустить).
Сначала определяют цели компании и стратегию их достижения.
Затем описывают четкие бизнес-процессы, по которым будут работать ваши сотрудники.
Исходя из бизнес-процессов, определяют, какие именно работники нужны компании.
Затем подбирают правильных людей. Иных и мотивировать бесполезно.
А вот теперь можно заняться их мотивацией (впрочем, схему надо разработать заранее).
Главный принцип – люди должны зарабатывать деньги, а не просто их получать. То есть переменная часть должна составлять значительную долю зарплаты сотрудника.
Нужны четкие показатели, которые позволят определить, насколько эффективно работник выполняет порученные ему задачи.
А уже на основе показателей разрабатывают и внедряют схему, которая будет автоматически подталкивать его к эффективной работе на благо компании. Причем это касается не только таких должностей, как продавец, но и любых других – измерить можно работу практически каждого сотрудника. А если вы это не можете, то вы им фактически не управляете.
Оклад не мотивирует людей работать много и хорошо, и единственное требование к нему – чтобы он воспринимался сотрудниками как справедливый (а не «почему у Васи больше?»).
Важна также нематериальная мотивация: она позволяет вам экономить деньги компании. А также позволяет получить то, что не купишь за деньги, например, лояльность к компании и удовольствие от работы.
Все прочие моменты типа страховки, бесплатного питания и т.д. не сильно мотивируют сотрудников, и зависят от щедрости работодатели и (отчасти) от норм, сложившихся в отрасли и регионе.
Для вашей компании
Смена системы мотивация – вещь очень тонкая, и можно наломать немало дров. Мы можем вам помочь – обращайтесь.
Ее создание проходит в форме рабочих (стратегических) сессий и самостоятельной работы вашей управленческой команды с нашим сопровождением.
Обычно разработка толковой системы мотивации – часть проекта по наведению порядка в бизнесе.
Рекомендуем
Изучить теорию (с большим количеством практических заданий):
- Материалы по наведению порядка в бизнесе
- Статьи Михаила Рыбакова:
- «Хочу ли я…?» (общие принципы разработки системы мотивации)
- «Система мотивации для продавца» (пошаговый разбор конкретного кейса)
- «Убитая мотивация. Как возродить ее из пепла»
- В книге Михаила Рыбакова материальной и нематериальной мотивации посвящена значительная часть обширной главы 6.
Научиться создавать систему мотивации на практике - живых примерах из своего бизнеса:
- Бизнес-лагерь "Система и технология управления людьми в бизнесе" (7 дней, проходит дважды в год на выезде)
- Основной бизнес-лагерь "Как навести порядок в своем бизнесе" (11 дней, системное обучение для собственников и топов)
- Практикум "Показатели эффективности работы: как разработать, внедрить и контролировать" (1 день, Москва)