Выпуск 285. Михаил Рыбаков. Стратегия вашего бизнеса
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 03.07.2014
Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Что такое стратегия? Слово очень затасканное, а понятие – запутанное.
Вот и получается, что многие собственники бизнеса и руководители вообще далеки от нее. А в некоторых компаниях и холдингах пишут толстые талмуды (сами или с консультантами за дорого), утверждают их на советах директоров. И на этом все заканчивается. А через год: «Ой, что же это мы так мало выполнили?»
На самом деле, суть стратегии очень проста:
- Вы сейчас находитесь в точке А.
- Вы наметили себе прийти в точку Б.
- Для этого вам нужно понять свой путь: как из А прийти в Б. Ясное понимание этого пути – и есть стратегия.
К сожалению, часто стратегию понимают иначе. А точнее, не понимают. Вот один из моих любимых управленческих анекдотов.
Мышек в лесу все обижали.
Им это надоело, и решили они к Сове пойти – совета спросить.
Сова подумала и говорит: «Так это же просто – станьте ежиками!».
«Ура! Как это мы раньше не догадались?» - запищали мышки
и радостно побежали домой.
Но на полпути остановились: «А КАК мы станем ежиками?»
Возвращаются к Сове, спрашивают.
На что она возмущенно отвечает: «Отстаньте, я занимаюсь стратегией!»
Естественно, что к таким горе-консультантам доверия немного.
Давайте разберемся подробнее.
Точка А
Для начала желательно понять, где ваш бизнес находится сейчас. Практика показывает, что тут не все так просто. Люди работают годами бок о бок, но при этом картинка у каждого своя. Как говорится, «у каждого в голове свое кино».
Например, собственники уже мысленно лидеры своей отрасли в России (ну или, как минимум, в своей области), у них свой 5-этажный офис в центре города и пр. При этом в реальности все иначе. Топ-менеджеры борются друг с другом за власть и ресурсы. «Начальник транспортного цеха» пытается справиться с тем, что водители бензин сливают и иногда теряются по дороге к клиентам. В это время у продаж компьютерная система виснет каждый день. Рабочих зимой мерзнут в цехах. А офисные работники страдают из-за невозможности сходить на обед в кафе или домой: из их промзоны добираться до цивилизации минимум полчаса на машине, которая есть далеко не у каждого.
Поэтому хорошо бы совместить картинки. А точнее – «собрать пазл». У каждого работника компании – свой кусочек.
Вот только услышать друг друга – дело непростое. А для многих компаний – почти невозможное без внешней помощи. Читайте статьи «Есть контакт!» и «Согласие в бизнесе».
Практическое задание. Определите точку А, в которой сейчас находится ваш бизнес. |
Точка Б
Допустим, об исходной точке вы договорились. Это большой прогресс.
Но не конец, а лишь начало пути.
Теперь хорошо бы понять, куда идти.
Тут тоже не все гладко. Зачастую такого вектора в компании нет. Ну то есть всем очевидно, что нужно «бабло рубить», расти численно и территориально.
Какое на хрен планирование, когда мы в России живем? Ввяжемся, а там посмотрим. И т.д.
Может и так. Только вот хорошие моряки умеют приводить свою яхту туда, куда нужно, несмотря на все шторма и течения. Которые, конечно, являются весомой отмазкой для чайников и лузеров (от англ. сленга: loser – проигравший, неудачник).
Иногда понимание того, «куда плывем», есть в головах собственников бизнеса. Чаще – смутные ощущения направления, выработанные особым жизнено-важным органом: чуйкой.
Реже – собственники согласовали свою картинку с топами. И пока совсем экзотика – если средне звено тоже в курсе. А уж чтобы спросили и учли их мнение – это пока из области сказок. Хотя нашим клиентам это уже удается – приятно.
Точку Б описывают через вИдение и цели.
Видение (вижн) – это образ, картинка будущего. Куда вам и команде действительно хочется прийти. Иначе у всех в голове явно или не явно звучит вопрос: «На фига тратить силы?» Подробнее в статье «Будущее вашего бизнеса».
Вижн нужен для того, чтобы примерно наметить, куда идем. Согласовать направление движения. Чтобы в одну сторону и с удовольствием, а не «лебедь раком щуку».
Затем желательно выработать цели. Это уже более конкретная материя. Хорошо, если они четкие, измеримые, ограниченные во времени и пр. (см., например, критерий SMART). Подробнее – в статье «Цели: их польза и вред» (часть 1, часть 2).
Часто спрашивают: «Если есть цели, зачем же еще и вижн»?
Отвечаю. В целях нет энергии. Я сколько раз убеждался в том, что очень оригинальная идея собственников «увеличить оборот и/или прибыль в 10 раз» ваще никого в компании не греет. Если честно, то даже самих собственников, не говоря уже о работниках.
Ну нет в этом никакой радости: просто раздуть компанию в 10 раз. Проблем много, упахаться всем нужно – а счастья нет. См. в статье «Основной обман человечества».
Вот потому и не бегут сотрудники вперед под таким флагом. И руководители не бегут. Потому что «шарики не веселят».
Купил мужик воздушные шарики.
А вскоре возвращается в магазин.
- «Заберите шарики обратно и верните мне деньги!»
- «Может, они бракованные? Лопнули, картинка облезла, или еще что?»
- «Да нет… Не веселят!»
Вот и с целями, придуманными от фантазий воспаленного ума – та же фигня.
А чтобы «веселили», нужно сделать их живыми, напитать энергией.
То есть не искусственно залить в них пару литров жизни. А зачать в любви, выносить и родить. И потом о них заботиться, чтобы не завяли.
Где взять энергию для целей?
Как где: в вИдении, конечно!
«Через четыре года
здесь будет город-сад!»
Владимир Маяковский
Вот это вижн, вот это сила! И уже хочется туда, в этот город-сад: бежать, строить, несмотря на голод и холод.
А цели – это инструмент более прагматичный, сухой: «Вы точно скажите, сколько вешать в граммах!» Они хороши, если в их основе лежит сильное вИдение. А иначе – мертвы.
К тому же цели – инструмент это сложный, я подробно писал об этом. Настолько сложный, что в последние годы мы, начиная работать со многими клиентами, не даем им задание сформулировать цели компании – не справляются, вязнут. Обходимся вИденьем, и двигаемся дальше по технологии наведения порядка в бизнесе. А к целям возвращаемся позже, если нужно.
Практическое задание. Определите точку Б, куда вы хотите прийти через некоторое время. Кстати, какое? Это точно не год – больше. |
Конечно, тут неподалеку еще живут ценности: ваши и вашего бизнеса. Но не будем о них сегодня – это более высокие материи. Тем более что о них я уже писал: «Ваша идеология».
Стратегия
Ну вот мы и добрались до стратегии. Суть проста. Если вы знаете, как прийти из А в Б – стратегия у вас есть. Иначе нет, даже если есть толстый документ.
Стратегия может быть записана на одном листе. И даже на салфетке в ресторане. Важен не объем, а суть. Пустые понты нам ни к чему. Надеюсь, что и вам – тоже.
Что нам нужно понять, чтобы создать стратегию?
Если у вас развита чуйка (ох, давно просится статья про нее, родимую!), то вы можете родить стратегию из головы: примерно как Зевс Афину.
Да вот беда: чуйка есть не у всех. У успешных собственников обычно есть. У топов – реже. Делегировать ее невозможно. Научить – мало кого можно в принципе, и то очень небыстро.
К тому же чуйка иногда ошибается. Особенно, если эксплуатировать ее чересчур активно. Она дама нежная, приходит по любви, а не по принуждению. Как и Муза – ее двоюродная сестра.
Да, к тому же чуйка еще и кушать любит. Разные факты, мнения, ощущения. А уже из них иногда что-то родится.
Вот с такими своенравными «персонажами» приходится работать! Да, именно так.
Поэтому, если:
- Собственник хочет принимать обоснованные решения, и получать радость от успехов, а не облом от неудач;
- Часть решений он хочет делегировать – хотя бы своим ближайшим топам;
- Он хочет развивать другие проекты;
- И иногда отдыхать,
Стратегия ему нужна. Это «дорожная карта» для него, но больше – для его команды.
Практическое задание. Решите, нужна ли стратегия вам и вашему бизнесу. Если да, то зачем? |
Как создать стратегию
Здесь я описал свой опыт из живых проектов в разных компаниях русскоязычного пространства. В книгах может быть написано совсем по-другому. Я предпочитаю практику абстрактным теориям.
Вот основные блоки, которые нужно понять, проработать:
- Кто ваши клиенты, какие у них потребности.
- С помощью каких своих продуктов (товаров и услуг) вы эти потребности удовлетворяете.
- Кто ваши конкуренты, чем вы выделяетесь на их фоне.
- Какие основные тенденции (тренды) есть на ваших рынках, в обществе, экономике и пр.
- Какие нужны ресурсы, чтобы достичь вашего вИдения и целей. Что из них есть у вас в наличии, где взять недостающие.
В каждом из блоков много нюансов. К тому же нужно не только собрать исходную информацию, но и – главное – ее проанализировать, сделать глубокие управленческие выводы (увы, по опыту, с этим очень туго).
На основании всего этого можно создавать стратегию.
Кстати, часто бывает так, что после проработки описанных блоков возникает желание исправить вижн и цели. Потому что выясняется, что ранее намеченные нереальны. Или, наоборот, есть какие-то хорошие возможности, которые изначально не учли.
А зачем же тогда заморачиваться созданием вИдения и целей? Не лучше ли сразу «провести все анализы», а уж потом, на их основе решать, куда идти?
Нет, не лучше. Если нет понимания, где мы есть и куда хотим прийти, то совсем непонятно, что изучать: каких клиентов, продукты и пр.
Вообще, развитие всегда происходит по спирали. На каждом следующем этапе мы как бы возвращаемся назад, но с более глубоким пониманием.
Поскольку я уже много раз писал про основные «кирпичики», на основе которых строится стратегия, не хочу повторяться.
Вот материалы по теме:
- Ваши клиенты и их потребности: «Ваши клиенты: кто они, как их найти и взаимовыгодно удовлетворить», «Соответствие требованиям».
- Ваша продуктовая линейка: «Ваш продукт», «Что, кому и как продавать», «Привлечение и удержание клиентов: практикум», «Сопутствующий бизнес».
- Конкуренты: «Будьте лучшими - и к вам потянутся», «Учиться у лучших».
Помимо методик
Ключевой момент. Толковые методики – это важно. Но есть еще кое-что, без чего они не работают. А именно без внутреннего желания участников ими пользоваться, и вообще развивать бизнес. Без их стремления и умения услышать и понять друг друга, договориться.
И я бы сказал, что как минимум половина нашей работы – помочь людям в этом.
Для начала – показать, что это важно. Что развивать компанию и развиваться самим - реально, и от этого всем будет лучше. Вовлечь их в изменения, чтобы они действительно делали это с душой. Не перегорали при первых же трудностях.
Дать людям понять, что на совещании не обязательно держать «морду кирпичем» и делать вид, что крут, и все знаешь и понимаешь, а твой собеседник – тварь дрожащая. И так далее.
Конечно, я утрирую. Но часто общение людей в современном жестком мире выглядят именно так.
Именно поэтому важна помощь профессионального модератора. Это одна из наших основных ролей в работе с клиентами – помимо экспертной и разных других.
Как создать стратегию в вашем бизнесе
У Вас, как всегда, есть несколько путей:
- «Забить» на стратегию, и жить сегодняшним днем. Авось кривая куда-нибудь, да вывезет.
- Делать ее самим, например, по указанным материалам. Путь хорош, но граблей на нем – немеряно.
- Научиться создавать ее грамотно. На нашем Основном лагере «Как навести порядок в своем бизнесе» вы на практике пройдете все этапы. На живых примерах из бизнеса: своего и других участников.
- Пригласить нас в свою компанию для проведения стратегической сессии (и последующего сопровождения - при необходимости). Темы сессии могут быть разными – в том числе и разработка стратегии. Вообще, по уму именно с этого нужно начинать проект по наведению порядка в своем бизнесе. Лучше делать это после прохождения бизнес-лагеря всеми собственниками и топами компании – толку будет гораздо больше.
Практическое задание. Решите со своими партнерами и топами - какой путь выбираете вы. Сделайте первый шаг. |
До встречи. Будьте счастливы!
2 июля 2014 года, Подмосковье
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru