Анонсы - 2025

Выпуск 498. Михаил Рыбаков. Как адаптировать бизнес и команду к новым условиям

Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 13.05.2020

MR_498.jpg

Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме …

За последние месяцы мир сильно изменился.

  • В одних организациях и целых отраслях полный коллапс: работу пришлось остановить, сотрудников распустить по домам, а то и уволить. Кафе и рестораны, отели, авиакомпании и многие другие.
  • Другие продолжают работать: перешли на удалёнку (многие организации в сфере B2B) или сохранили привычный режим (продовольственные магазины и пр.).
  • В третьих случился бурный рост, например, в службах доставки, в отдельных сферах производства. Некоторые наши клиенты работают сейчас в круглосуточным режиме.

Ко всему этому добавляются психологические вопросы:

  • тревога за здоровье: свое, близких, друзей и коллег;
  • серьезное изменение образа жизни, вынужденная самоизоляции, многочисленные ограничения;
  • снижение дохода;
  • конфликты дома;
  • неопределенность, когда все это закончится, и мы сможем вернуться к нормальной жизни.

Адекватной помощи от властей ждать не приходится. Выруливать придется самим – при этом, конечно, поддерживать друг друга.

Как адаптировать свой бизнес к новым условиям?

Мы с начала апреля (сразу после проведения бизнес-лагеря в Дахабе) перешли на удалёнку и работаем с клиентами почти без выходных, порой в две «смены». Накопился некоторый опыт, которым хочу поделиться. Вот основные задачи:

  • Поддержите себя и свою команду. Людям сейчас очень непросто: и тем, у кого шквал работы, и тем, кто вынужден простаивать. В состоянии стресса, тем более хронического и сильного, адекватно думать и работать очень сложно. Начните с себя: физическое и душевное состояние лидера компании очень важно. Как в самолете: «Наденьте маску сначала на себя, потом на ребенка». Прогулки и спорт на природе, психотерапия, медитация, йога и другие практики – вам в помощь. Обязательно находите время на отдых, переключение от работы на общение с близкими, хобби, самовосстановление в одиночестве. Поднимите и дух своей команды, помогите людям.
  • Ясно поймите текущее положение рынка, на котором вы работаете, и своего бизнеса. Как чувствуют себя ваши клиенты, как изменились их потребности и возможности? Какую пользу вы можете им принести? Какие ваши товары и услуги сейчас наиболее востребованы? Какие каналы продвижения и продаж сейчас работают? Что вы можете сделать, чтобы зарабатывать прямо сейчас, продержаться период спада? А если у вас произошел резкий рост – как вашему бизнесу не захлебнуться под наплывом работы.
  • Спрогнозируйте ближайшее и среднесрочное будущее, посмотрите разные сценарии: пока карантин продолжается, если он завершится в ближайшие месяцы, если затянется на более долгий период. Как будет происходить восстановление вашей организации и рынка (клиентов, поставщиков, партнеров) к нормальному режиму работы? Проявится ли отложенный спрос? Каково будет материальное положение: вас и вашей организации, клиентов, партнеров? Удастся ли быстро возобновить все процессы, вернуть ключевую команду к работе?
  • Пересмотрите процессы своего бизнеса. Адаптируйте их к новым условиям, упростите, уберите лишние шаги, сократите время выполнения, трудоемкость и себестоимость – возможно, вам придется снижать цены для клиентов. Преобразуйте процессы под удаленную работу сотрудников и клиентов, под новую численность команды (если вы сократили часть работников). Перераспределите полномочия и ответственность, сделайте их максимально прозрачными, а отношения – ясными: сейчас не до конфликтов.
  • Отбросьте все лишнее: сомнительные направления бизнеса и проекты, неэффективных сотрудников и подразделения, подрядчиков и партнеров. И при этом – сохраните главное: ключевую команду (не только руководителей, но и специалистов), важные процессы, конкурентные преимущества своего бизнеса.
  • Сохраните (или создайте) финансовую подушку (и личную, и в бизнесе) – она вам еще ой как пригодится! Лучше храните деньги в наличной валюте: перспективы рубля и гривны отнюдь не радужные, банковские вклады могут заморозить, банки – рухнуть и т.д.
  • Найдите и используйте возможности, которые дает нынешняя ситуация. Их много! Нанять за недорого новых хороших сотрудников: выбор с каждым месяцем все больше. Купить оборудование и другие активы у разорившегося конкурента (а то и весь его бизнес). Сократить или вообще убрать затраты на аренду офиса. Найти новые потребности клиентов или новые рыночные ниши. Привлечь к себе внимание потенциальных клиентов в онлайне, укрепить свою репутацию. И так далее…

Как всё это сделать?

  • Включите свою команду, сделайте их своими союзниками в деле сохранения и развития бизнеса. Авторитарное управление и в «мирное» время не эффективно, а уж сейчас и подавно. Пусть люди начнут активно своей энергией и мозгами, вкладываться – это, кстати, еще и сильно сплачивает их, дает силы жить и работать, поддерживает психологически.
  • Если умеете – проведите с командой стратегическую сессию, чтобы понять, где компания находится сейчас, и как жить дальше, спланировать и скоординировать действия. Для длительных сессий времени сейчас нет, хорошо показывает себя серия встреч по полдня (пару раз в неделю по четыре часа). Меньше недостаточно для вхождения команды в рабочее состояние и в тему, для достижения ощутимого результата.
    На сессии будьте не диктатором или всезнающим гуру, а модератором: задайте команде направление работы, помогайте людям включиться и проявляться, поддерживайте их.
  • Если у вас нет такого опыта и навыков – пригласите нас: мы профессионально постоянно работаем с управленческими командами с 2002 года. За прошедшие полтора месяца онлайна сложились такие форматы удаленной работы:
    • Участники команды находятся по домам, некоторые – в офисе или на производстве. Работаем в Zoom, каждый видит каждого (камера у всех включена!). Контакт в онлайне получается хороший – лучше, чем мы могли предположить. Один или два раза за сессию команда делится на мини-группы, которые работают над задачами в отдельных виртуальных залах, кто-то из участников демонстрирует другим свой экран (MS Word, Excel, Google Docs и пр.) Результаты обсуждаем на общем «кругу»: команда приходит к совместным, разделяемым всеми решениям – каждый участник вложил в них свои силы, мозги и душу.
    • Если ваши сотрудники выходят на работу очно, команда собирается на сессию в одном помещении, люди садятся полукругом, как на обычной оффлайн сессии, а мы подключаемся по Zoom, Skype и т.п. – нас видно на большом телевизоре, мы также видим и слышим всю группу. Мини-группы оформляют результаты своей работы на флипчарте, нам по WhatsApp присылают фотографии листов.
    • Длительный онлайн-курс, на который собираются владельцы и топ-команды из нескольких разных организаций – мы по шагам проводим их. Объясняем методику, даем практические задания для командной проработки онлайн в мини-группах, обсуждаем результаты: как по методике, так и по бизнес-сути. Важно и то, что люди обмениваются опытом, подсказывают друг другу множество ценных решений, поддерживают друг друга. Один из участников назвал это клубом анонимных бизнесменов :). Курс идет пару раз в неделю, люди получают задания на дом для проработки в своих командах, результаты обсуждаем на следующей встрече.
      На днях мы завершили два курса: «Описание и оптимизация процессов и архитектуры вашего бизнеса в новых условиях» и «Стратегия бизнеса в новых условиях. Как выйти победителем из шторма». Сейчас чуть выдохнем и можем провести повторно, формат и условия слегка изменим. Кстати, обе группы попросили дальнейшее сопровождение – будем вести еженедельную группу поддержки (только для участников наших курсов).
    • Коучинг и психотерапия для бизнесменов и руководителей. От эффективности вашего управленческого стиля и персональной стратегии до личных глубинных вопросов: цели и ресурсы, внутренние и внешние конфликты, отношения с близкими, с партнерами и другие темы. Мы ведь не только бизнес-консультанты, но и психотерапевты, работаем с людьми, группами и организациями в гештальт-подходе.

Количество участников стратегических сессий и онлайн-курсов – до 24 человек, чтобы в Zoom видеть глаза каждого: всего 25 человек на экране (5*5 лиц), одно место для нас как ведущих.

По времени. С управленческими командами организаций мы обычно работаем по утрам (с 10 до 14 часов по Москве, Киеву и Минску), онлайн-курсы ведем вечерами (с 17 до 21 часа), личные консультации обычно длятся по часу (время по договоренности).

Предлагаю вам извлечь максимум пользы из нынешнего времени и ситуации.

Если хотите, чтобы мы поработали с командой Вашей компании, или хотите принять участие в онлайн-курсе, напишите на info@mrybakov.ru:

  • название компании;
  • краткое описание бизнеса и ситуации в нем;
  • актуальные задачи и желаемый формат работы (варианты см. выше), примерную дату начала (мы плотно загружены, надо найти место в расписании);
  • как Вас зовут и контакты: сайт, сотовый телефон, мессенджеры.

Наши живые мероприятия на лето-осень 2020 года (пока самые добрые цены):

Пожалуйста, поделитесь этой информацией с теми, кому, на ваш взгляд, она может помочь. Вместе мы сильнее!

Всех благ и до встречи!

Михаил Рыбаков
Подмосковье
12 мая 2020 года

***** 

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: 
info@mrybakov.ru

 

Книжная полка

Угра-2012. Тематические лагеря.. Перейти в фотоальбом
Случайная цитата:
Мужик с воздушного шара обращается к мужику внизу:
- Эй, милейший, я опаздываю на срочную встречу и не знаю, куда меня
занесло! Не подскажете ли, где я нахожусь?
- Вы находитесь на воздушном шаре.
- А, опять программист…
- Да, а как вы догадались?
- Ответ ваш был столь же точен, сколь и бесполезен. Вот, теперь я из-за
вас опоздаю на встречу, на которой обещал точно быть.
- А вы, наверное, менеджер?
- Да, а как догадались вы?
- Ну, по целому ряду признаков. Вы не имеете ни малейшего понятия, где
находитесь, куда двигаетесь, и как вы сюда попали. На высоту вас поднял
пузырь, надутый воздухом. Вы даете обещания, которые не только не в
состоянии выполнить, но даже не знаете, как это вообще можно сделать.
При этом вы считаете, что те, кто находится ниже вас, обязаны выполнять
эти обещания за вас. И, наконец, после разговора со мной ваше положение
ничуть не изменилось, но теперь в этом почему-то виноват я.