Выпуск 519. Наталия Морозова. Где видны живые деньги?
Рассылка "Советы бизнес-консультанта" от 29.04.2021
Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книг "Об "упрощенке" за рюмкой чая" и "О финансах легко и непринужденно". Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Три основные отчета, необходимые собственнику и руководителю - это Баланс, Отчет о прибылях и убытках (P&L) и «Отчет о движении денежных средств» (CF).
О балансе я писала в предыдущей статье, сейчас хочу поговорить об «Отчете о движении денежных средств» (он же ОДДС, он же cashflow statement, он же CF).
Ниже глава на эту тему из моей книги “О хороших людях и кассовых разрывах”.
***
«Отчет о движении денежных средств» – очень важный отчет, один из трех, которые обязательно должны быть у предпринимателя и руководителя. Он, так же как и ОДР, формируется за период. Этот отчет показывает, сколько денег было на начало рассматриваемого периода, откуда они пришли и куда ушли. На какие статьи затрат были потрачены.
Денежные потоки компании принято разделять по трем видам деятельности: операционной (текущей), финансовой и инвестиционной. Очевидно, что операционная деятельность есть в каждой компании, остальные две могут быть, а могут и не быть. Разделение денежных потоков крайне важно, для того чтобы понять, откуда берутся «живые» деньги и куда они уходят.
Разница (сальдо) между поступлением денежных средств и их уходом (платежами) за период времени носит название чистый денежный поток (далее – ЧДП).Если за период денег пришло больше, чем ушло, то чистый денежный поток – положительный, если наоборот – отрицательный. Для здоровья компании очень важно, чтобы чистый денежный поток от текущей деятельности был положительным, ведь это означает, что бизнес вырабатывает «живые» деньги.
Смотрю ситуацию с денежными потоками в Компании. Для этого открываю
«Отчет о движении денежных средств» за 8 месяцев 2013 года (в тыс. рублей)
Сальдо денежных потоков на 01.01.2013 |
2251 |
|
|
Денежные потоки от текущих операций |
|
Поступления – всего, в т. ч.: |
281 836 |
продажа продукции, товаров, работ и услуг |
281 824 |
прочие поступления |
12 |
Платежи – всего, в т. ч.: |
-162 847 |
поставщикам (подрядчикам) за сырье, материалы, работы |
-88 176 |
оплата труда работников |
-73 908 |
проценты по долговым обязательствам |
– |
налог на прибыль организаций |
-532 |
прочие платежи |
-231 |
Сальдо денежных потоков от текущих операций (чистый денежный поток от операционной деятельности) |
118 989 |
|
|
Денежные потоки от финансовых операций |
|
Поступления – всего |
– |
Получение кредитов и займов |
– |
Платежи – всего |
– |
Возврат кредитов и займов |
– |
Сальдо денежных потоков от финансовых операций (чистый денежный поток от финансовой деятельности) |
– |
|
|
Денежные потоки от инвестиционной деятельности |
|
Поступления – всего |
652 |
В т. ч. от продажи основных средств |
652 |
Платежи – всего, в т. ч.: |
-121 661 |
на покупку основных средств |
-121 661 |
на выплату дивидендов |
– |
Сальдо денежных потоков от инвестиционных операций (чистый денежный поток от инвестиционной деятельности) |
-121 009 |
Чистый денежный поток |
-2020 |
Сальдо денежных потоков конечное |
231 |
Итак, рассматриваем сначала операционную деятельность. За 8 месяцев 2013 года по ней поступило 282 млн рублей, потрачено 163 млн рублей. Получается, что чистый денежный поток от операционной деятельности положителен и равен 119 млн рублей. Это хорошо. Значит, операционная деятельность вырабатывает «живые» деньги, и не она послужила причиной кассового разрыва.
Идем далее. Инвестиционная деятельность – это выплата дивидендов и вложения во внеоборотные активы, в частности, в основные средства. Дивиденды не выплачивались. А вот инвестиции были - Компания вкладывала денежные средства в строительство котельных, модернизацию трубопроводов и другие аналогичные проекты. При этом платежи по инвестиционной деятельности составили 121,7 млн рублей.
Поступления по инвестиционной деятельности тоже были, так как было продано ненужное оборудование, но небольшие, меньше миллиона рублей.
Сальдо денежных потоков по инвестиционной деятельности отрицательное, то есть из ОДДС четко видно, что чрезмерное инвестирование может привести к кассовому разрыву. Как вы помните, эта же причина была видна и из Баланса.
Осталось посмотреть третий вид деятельности, который влияет на поток денежных средств компании в целом. Это финансовая деятельность – получение и выдача кредитов и займов. В Компании за 8 месяцев 2013 года кредитов не было ни получено, ни выдано. Чистый денежный поток от финансовой деятельности равен нулю, значит, он никак не мог повлиять на сложившуюся ситуацию с нехваткой денежных средств.
Таким образом, мы рассмотрели разделение денежных потоков по видам деятельности Компании. Отлично! Переходим к основным принципам составления ОДДС.
Важно знать, что откуда бы ни пришел и куда бы ни ушел каждый рубль в вашей компании, он должен относиться к определенной статье поступлений (доходов) или выплат (затрат). Каждая из этих статей, в свою очередь, относится к одному из видов деятельности. Кстати, если в компании есть несколько расчетных счетов, то движение денежных средств между ними не будет относиться ни к текущей, ни к инвестиционной, ни к финансовой деятельностям. Это движение будет отражаться в отдельной четвертой группе ОДДС, называемой «Перемещение между счетами».
При этом важнейшей задачей является правильно расписать эти статьи поступлений (доходов) и выплат (затрат). В управленческом учете название и количество статей вы определяете самостоятельно. Их должно быть не много и не мало, ровно столько, чтобы было понятно, откуда приходят деньги, и на что они тратятся. Столько, сколько необходимо руководству компании для удобства работы. При малом количестве статей какие-то затраты могут «спрятаться» в большой статье, а при большом – глаза «разбегутся», и опять-таки что-то важное может быть пропущено.
Статьи могут быть разные, например:
- оплата поставщикам (подрядчикам) за сырье, материалы, работы;
- оплата труда работников;
- взносы;
- транспортные расходы;
- содержание офиса;
- проценты по долговым обязательствам;
- налоги и т. д. и т. п.
Кстати, этот отчет очень полезен для обнаружения денежных средств, ушедших «не туда», то есть сразу виден всплеск какой-то статьи затрат."
***
Итак, "Отчет о движении денежных средств", необходим, но не достаточен. Управленческих отчетов всегда должно быть три:
Баланс на начало периода и баланс на конец периода, "Отчет о прибылях и убытках" (за период) и ОДДС за период.
*****
Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы - обсудим.
Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.
Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:
Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.
Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.
Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать.
Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru